Мастерская психолога и соционика Анны Митрохиной

  Начало : Статьи : Проективные методики в диагностике признаков Рейнина  

Проективные методики в диагностике признаков Рейнина

Анна Митрохина

(Презентация в формате Microsoft Powerpoint)

Тезисы к докладу на конференции «ТИМное и личностное», Санкт-Петербург, 2009

1. Соционика и психология: проблема интеграции и взаимного дополнения.
Соционики нередко в каждом психическом проявлении видят типическое, психологи преувеличивают значение тех или иных показателей (частное психическое состояние на момент проведения методики обощается, делаются далеко идущие выводы).

2. Проективные методики в психологии (ТАТ, Роршах, Рисунок несуществующего животного, Дом-Дерево-Человек и др.).
Наработан колоссальный эмпирический материал, который позволяет увидеть личные проблемы, психологические комплексы, они открывают те пласты, о которых клиент хотел бы умолчать, укзывают на состояние психики в данный момент времени. Помогают учитывать индивидуальность, неповторимость личности, произвольность отбора и представления информации клиентом.
Дают возможность углубленной работы с личностными проблемами.

3. Соционика
ТИМ – инструмент, который помогает отделить личное от типного, выделяет его, помогает более объективно взглянуть на психологические проблемы клиента.

4. Методы соционики и психологии взаимно дополняют друг друга на практике.
Зная ТИМ, можно более продуктивно прорабатывать индивидуальные психологические проблемы, а также использовать проективные методики в ходе соционической диагностики.

5. Статистический метод в психологии и соционике
Психология накапливает данные с сороковых годов прошлого века, соционике, возможно, потребуется для достижения подобных результатов лет пятьдесят. Интерпретация результатов усложняется разночтением в результатах типирования.
Зато у соционики есть универсальное понятие ТИМа. Это позволяет сжимать информацию, обобщать эмпирический материал. Сторонником подобного подхода в психологии был Курт Левин. Категоризация позволяет очень многое сказать о человеке.

6. Интерпретация результатов
Желателен комплексный подход, в течение нескольких сенасов: анализ поведения клиента, результаты тестов, диагностика типа - одно дополняет другое.
Типировать только на основании проективных методик нельзя.
Психологические рекомндации становятся более эффективными, если психолог вледеет соционикой и учитывает особенности ТИМа. (Жаль, что это недопонимают психологи).
Проективные методики часто указывают на один элемент, который может быть трактован в духе соционики: экстраверсия, статика, стратегия и т.п.


7. Проективная методика ГРАФИК ЖИЗНИ
Докладчик овладел методикой под руководством своего преподавателя, кандидата психологических наук Алексея Игоревича Батищева (МГУ им. М.В. Ломоносова).
Методика используется в качестве знакомства с клиентом (события в жизни, самооценка, состав ценностей личности и др.), вхождения психологом в его проблемы.
Инструкция для клиента: нарисуйте график жизни так, чтобы было понятно, что речь идет о Вас. По горизнотали укажите время, по вертикали любой критерий на личное усмотрение клиента.
Всего было проанализировано около 80 рисунков ГРАФИКОВ ЖИЗНИ (20008-2009 гг.)
Далее представлены результаты моего анализа проективной методики График жизни, которые помогают диагностировать некоторые признаки Рейнина, анализ конкретного случая из моей практики психолога-консультанта, в котором были использованы проективные методики. Также представлены цветные рисунки авторской методики «АУРА», которые указывают на аспекты ценностей квадра.

Некоторые особенности проявления признаков Рейнина, установленные в результате соционического анализа проективной методики ГРАФИК ЖИЗНИ


(см. Презентацию с рисунками)

СТАТИКА-ДИНАМИКА
Призники динамики: плавные линии, вертикали достраиваются позже, нет стадии плато. Обощенная картина жизни.
Признаки статики: сначала определяются точки, потом они соединяются дискретными линиями, есть стадия плато. Заштриховка колонок. Локальный отрезок жизни.

Наполеон
На рисунке выделено восемь периодов, критерий графика – значимость событий. События: рождение, жизнь в другой стране, возвращение, отъезд в другую страну, период яркого развития, по годам, точка кризика (смерть отца), перспектива до 50-60 лет, пунктирное падение к 90 годам.
Статика: периоды плато, сначала нарисованы точки, потом соединены, заштрихованы колонки.
Другие признаки: Позитивизм, экстраверсия, стратегия, иррациональность (неряшливость).

Бальзак
Динамика: плавные линии, раздвоение линии времени, нет стадии плато, негативный период в жизни выделен плавной петле позже. тактика (периоды менее дестилетия).
Другие признаки: Иррациональность (неряшливость), интуиция времени (разделенный хвост)

Общее: профиль и стилистика обоих рисунков.

СТРАТЕГИЯ-ТАКТИКА

Признаки стратегии: выделяются важные вехи, периода от 10 лет и более, округление периодов (50-60), обозначение поворотной точки в на жизненном пути, один обощенный критерий. В итоге – обобщенная картина жизни.
Признаки тактики: периоды менее 10 лет, несколько конкретных критериев, подробное обозначение событий без выделения самых главных вех, указание субъективных жизненных подробностей, указание даты выполнения, подпись, инициалы. В итоге – конкретные события жизни.

Жуков
Критерий графика: количество изменений в принципе, выход за пределы ментальности. 2005 год – «пришел к логическому завершению формы» - выделена поворотная точка в жизненном пути.
Другие признаки: иррациональность, экстраверсия (размах).

Есенин
Критерий графика: шкала процентов. Жизненные события: война, эвакуация, школа, институт, менингит, целина, работа в НИИ, премия, соционика, уход их института, первая книга.
Специфические черты тактики: подпись и дата; обозначение нескольких жизненных критериев одновременно.
Другие признаки: динамика (легкое письмо, рисунок); интуиция времени (раздвоенный хвост – см. далее).

СТАТИКА-ДИНАМИКА И СТРАТЕГИЯ- ТАКТИКА

Максим
Критерий графика: рождение и жизнь в Германиии, школа, военная академия, слуба на Дальнем Востоке, Питер, значимость событий.
Статика: стадии плато, штриховки, жирные линии, сильный нажим, горизонтальные соединения со шкалой. Время буквально обрублено, хотя и волнистой линией. Локальный отрезок жизни. Нет будущего (должно привлечь внимание психолога)
Тактика: шкала критериев, возраст 5, 13, 17, 22, 26 (нет поворотных точек и округленных цифр, обозначающих вехи жизни, характерных для стратегов).

Гамлет
Критерий графика: смысл жизни (истина) плюс восклицательный знак (этика эмоций).
Динамика: волнистая линия, которая нарисована сначала, единым жустом, точки обозначены потом, дополнительный динамический вектор (интуиция времени), нет стадий плато.
Стратегия: обозначены годы без привязки к событиям, выделен возраст 30 лет как самый важный (поворотная точка, веха в жизни), спады и подъемы.

ИНТУИЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Признаки интуиции возможностей: неординарность подхода, график вертикальный и с рисунками, вариативность (сразу два графика на двух сторонах листа)

Дон Кихот

График 1
Критерии графика: 1) «время, во сколько ложилась спать», 2) «время подъема утром» (ограничительная функция Дон Кихота в задании, где необходимо давать частную оценку своей личности).
Тактика: очень много и подробно указано время как критерий, даты с уточнениями (18 лет), остальные – с интервалом в пять лет

График 2
Критерий графика: объекты, которые символизируют виды спорта, которыми занимался в детстве (шизоидность, логика)
Тактика: детальное обозначение возраста 0, 5, 7, 15, 20 лет.
Статика: предметы стоят, «висят» в воздухе; ход жизни обрывается на текущем моменте нет будущего (ограничительная интуиция времени как повод задуматься для психолога).

ИНТУИЦИЯ-СЕНСОРИКА

Признаки сенсорики: нажим, четкий рисунок, графичность.
Признаки интуиции: слабый нажим, линии прерывистые.

Достоевский
Критерий графика: «ровность облика внутреннего эмоционального на данный момент» (этика).
Интуиция: очень слабый нажим, рисунок едва угадывается.
Стратегия: обозначены вехи жизни как обощенная кртина («родился, выжил, в школу ходил, поступил в универ сам, Диплом, духовный поиск, первый сын, второй, свое дело для души»).
Статика: ярко обозначенные стадии плато.

Максим
Сенсорика: очень сильный нажим (твердая рука), жирная толстая линия графика, графичность рисунка.
Тактика: локальный отрезок жизни, шкала критериев графика - конкретные учебные заведения и точки в пространстве.
Логика (вехи логические).
Статика: ярко выраженные стадии плато и отрезки жизни.

ЭКСТРАВЕРСИЯ
Признаки экстраверсии: размашистые, крупные рисунки, использование более одного листка для одного графика, избыточная информация о событиях, знаки бесконечности, символы вечности и т.п.

Наполеон
Критерий графика: «история».
Экстраверсия: использовано 2 листа, большое количество информации, планируемая продолжительность жизни уходит в бесконечность («вечность»).
Иррациональность: по ходу рассказа были добавлены факты, рисунки, события.
Статика: вся жизнь состоит из стадий плато, соединенных в общее целое, локальный отрезок времени несмотря на философское устремление в бесконечность.

ИНТУИЦИЯ ВРЕМЕНИ
Специфический признак, обнаруженный в данной методике: разделение линии жизни на несколько потоков.

ТИПНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС

Наполеон 1
Стратегия, экстраверсия (180 лет), крупный штрих

Наполеон 2
Критерий графика: «эмоциональная комфортность» (N – нейтральные эмоции),
Психологический статус: депрессивность, ригдность, эпилептоидность.

ПЛАН РАССТАНОВКИ МЕБЕЛИ

Инструкция к заданию: нарисуйте план расстановки мебели в своей однокомнатной квартире. Стандартная схема квартиры площадью около 40 м2 прилагается.

Жуков
«Сломать все стены, дома только сплю, иногда ем, больше там ничего не нужно».
Обстановка: софиты, неоновый свет – трубки на всю стену, холл, комната, кухня, в комнате холодильник и кока-кола, напротив входа: макет пулемета.
Стратегия, волевая сенсорика: естественная установка на трансформацию пространства, моделирование его с помощью освещения, пулемет напротив входной двери «для отстрела непрошенных гостей».

ПОРТРЕТ МОЕЙ СЕМЬИ

Внизу семья: я , муж и дочь.
Вверху: «я покупаю пистолет и стреляю в свеклу» (течет свекольный сок).

Запрос клиента психологу: агрессивность (кидается предметами в мужа), боязнь темноты.
Консультация психолога-соционика: молодая мать Жуков, которая неожиданно забеременела, родила дочь, вышла замуж, но не была готова к семейной жизни, столкнулась с главным конфликтом – противостоянием со свекровью, которая, по мнению клиентки, вмешивалась куда не надо и настраивала мужа против нее. Чрезмерная агрессивность, которая в другом контексте вполне органична для этого ТИМа, встревожила клиентку и, как выяснилось в дальнейшем, была направлена не столько против свекрови, как против самого факта образования молодой семьи.

Интерпретация рисунка в ходе консультирования: свекла - это вытесненный образ отношения клиентки к свекрови (свекровь - всей семьи кровь), выраженное через сенсорику ощущений (свекла, свекольный сок, кровь), а также стремление к борьбе на уничтожение противника (покупка пистолета – скорее фаллический символ доминирования, чем орудие убийства). Образ семьи из трех человек традиционен, однако коллизия с пистолетом и свеклой довлеет над нижним рисунком. Противником, с которым необходимо бороться, в итоге оказалась сама молодая семья, созданная под давлением обстоятельств. После психотерапии клиентка избавилась от приступов агресии, однако семья распалась.

ПОРТРЕТ МОЕЙ ЛИЧНОСТИ

Та же клиентка (Жуков (СЛЭ)), обеспокоенная собственной агрессивностью, описывает свою личность через образ добродушного, поти игрушечного и сказочного львенка, будущего царя зверей (психологическая регрессия). Проявление ограничительной седьмой функции СЛЭ в случае необходимости давать о себе самом пристрастную, субъективную информацию.

Приложение

РИСУНОК МОЕЙ АУРЫ
ЦЕННОСТИ КВАДРЫ

Инструкция к выполнению задания: нарисуйте красками свою ауру, как вы ее представляете.

Все рисунки созданы испытуемыми при использовании одинаковых комплектов акварельных красок (всего около 200 человек). Упражнение «АУРА», как и большинство тестов, связанных с выбором цвета, во многом определяется психическим состоянием клиента на момент выполнения. Тем не менее, оно позволило выделить некоторые общие черты – в частности, наиболее предпочитаемые в квадрах цвета, темы и сюжеты. Любопытно, что все ТИМы, даже интроверты, описывая ауру словесно, используют образы вселенского масштаба, выражая свою жизненную философию.

Первая квадра
Темы и образы
Универсальная природа конкретного человека (от клетки до цветового спектра). Округлые формы, силуэт человека, образ то ли мозга, то ли зародыша. Круг (как правило, с обозначением центра).
Сенсорика ощущений: размытые краски, радуга, образы биологической клетки.
Этика эмоций: аура человека, энергетическая оболочка.
Цвета: активный желтый, фиолетовый («открытые цвета»), синий.

Вторая квадра
Темы и образы
Человек как категория бытия. Образы солнца, человека и светил. Круг с обозначением центра.
Структурная логика: схематичная фигура человека, силуэт, пустое лицо, симметрия.
Интуиция времени: голубое и розовое.
Этика эмоций: аура человека, энергетическая оболочка.
Волевая сенсорика: контрастные цвета.
Цвета: желтый в сочетании с зеленым, голубой, розовый, лиловый, коричневый, черный, графичность.


Пример словесного описания своей ауры

Гамлет, 16 лет

В центре – сгусток энергии. Пробел – как атом. Ореол энергетический, охраняет, не дает выплеснуться всему, в напряжении как магнит, висит и так вот дейтсвует, находится в динамике, чуть-чуть непостоянно. Это как Солнце, там всегда какой-то процесс происходит, как ядро. То, что оттуда выходит, иногда образует энергетический фон, но это все очень сдержанно, то, что внутри, выплеснуться не может, напряжение держится. В центре очень горячо, потом горячо, потом просто тепло, оно все время меняется тоже, как на Солнце температура. Голубой круг нейтрализует, сдерживает, он может пропускать энергию наружу, когда нужно, в умеренных количествах. В центре самый сильный круг, в постоянной доминанте, если выйдет наружу, конец света будет ВСЕМ. Мне-то нет, это же я!

Круг показывает силу (кольцо, круг) – что это гармонично, настолько важно то, что внутри, что к нему нельзя безалаберно относиться! Круг – динамика внутри, не позволяет этому разойтись попусту. Я знаю о магии круга. Образ круга мне всегда нравился!

Третья квадра
Темы и образы

Человек в реальной жизни. Объекты произвольных форм, индивидуальные образы.
Интуиция времени: волнистые линии, водяные мотивы, спирали.
Деловая логика: повторяющиеся мотивы (штакетник), профессия (моряк).
Этика отношений: в описании рисунка указание на видимые и невидимые связи с другими людьми.
Волевая сенсорика: выраженная форма, заостренные углы, выступающие детали.
Цвета: голубой в сочетании с зеленым, красный, фиолетовый.

Пример словесного описания своей ауры

Бальзак, 47 лет

- Я в центре, а она расхоится плавными концентрическими кругами, а потом устремляется в космос, связывает меня с космосом. Она меняет цвет, вокруг меня спокойные, а потом усиливающиеся цвета. Бывает наоборот, зависит от внешнего состояния, состояния Вселенной и их взаимодействий.

- А люди?

- Люди – часть Вселенной. Красивая аббревиатура. СНГ. В честь меня союз государств назвали. Это я тут концентрируюсь, а потом расширяюсь, как Вселенная. Все по одним законам развивается. Процесс пошел!

Четвертая квадра
Темы и образы
Индивидуальная природа человека, живая, одушевленная вселенная. Цветочные мотивы, человеческие лица, конкретные образы дома, сада.
Интуиция возможностей: лицо в профиль (в психологии трактуется как неординарность).
Деловая логика: повторяющиеся линии (штакетник).
Цвета: жемчужные, пастельные, размытые (сложные).

Пример словесного описания своей ауры

Штирлиц

Аура в виде кокона, окутывает тебя вокруг, где голова, там больше завершений, все движется. Я внутри укутана. Хотелось бы сиреневый, розовый, жкмчужный с оттенком серого: серо-голубой, сероватый... не открытые, а сложные цвета, с оттенками намешаные. Она мягкая, движется вокруг меня, как туманная.

Габен

Это мое положение на Земле. Надо, чтобы земля была красивая, чтобы соединилась с небом. Я землю с небом соединяю и делаю все вокруг красивым. Я пойду по земле – и он станет красивой.



Отзывы клиентов

Этюды на тему соционики
Первый фильм о соционике
Анны Митрохиной



 

Запись на консультирование
и обучение


Звоните: 89031956617
или заполните форму:
имя:
email:
тема:
комментарий:
      

 


© Анна Митрохина, MMIX