Мастерская психолога и соционика Анны Митрохиной

  Начало : Статьи : Методы соционики в журналистике  

Программа Методы соционики в журналистике

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

МЕТОДЫ СОЦИОНИКИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
Программа учебной дисциплины
МОСКВА, 2008

Методы соционики в журналистике: Программа учебной дисциплины / автор-составитель А.Л.Митрохина. – М., 2008.

Для студентов гуманитарного факультета МФЮА, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика».

Одобрено и рекомендовано кафедрой журналистики гуманитарного факультета МФЮА. Протокол заседания от 28 февраля 2008 года.

Программа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначена для преподавателей и студентов.

Автор-составитель: А. Л. Митрохина
Рецензенты: Р.Н. Ордуханян, доктор политологических наук; М.Г. Кузнецова, кандидат философских наук .

I. Организационно-методические указания

1. Цели и задачи курса «Методы соционики в журналистике»

В современном мире все возрастает роль и значение информационной жизнедеятельности общества, актуализируется овладение новыми методами освоения и производства информации. Эффективная профессиональная деятельность журналиста требует от него знания основополагающих принципов и законов информационного обмена в окружающем мире, а также освоения практических методов обработки и передачи информации на всех уровнях коммуникативного пространства – личностного, социального, общественно-политического.
В результате изучения курса «Методы соционики в журналистике» студенты, согласно требованиям Государственного образовательного стандарта должны:
- иметь представление об основных проблемно-тематических направлениях соционики как науки об информационных аспектах мира и способах обработки и восприятия информации психикой человека в профессиональной деятельности журналиста;
- понимать роль и значение способов информационной переработки, изучение которых позволит журналисту более продуктивно реализоваться как личности и профессионалу, более эффективно конкурировать, а также влиять на тенденции развития социально-экономической и духовной жизни страны, региона, города и общества в целом;
- овладеть предлагаемым соционикой конкретным инструментарием и психотехнологиями, которые помогают работникам СМИ адекватно оценивать и учитывать способы восприятия информации коллег и широкой аудитории;
- понимать взаимосвязь журналистики и методов соционики, отражающих высокий уровень развития информационных технологий, который требует от современного журналиста знания законов восприятия информации, владения теорией и практикой информационного обмена психики человека;
- самостоятельно овладеть основными знаниями об аспектах информации об окружающем мире и типах психики, которые выдвигают на передний план умение интерпретировать информационные взаимодействия в социуме и обеспечение грамотных коммуникаций с другими людьми;
- на основе теории и практике соционики активизировать личностную и профессиональную позицию конкретного специалиста для наиболее полной реализации его способностей и талантов.
Учебная программа разработана в тесной связи с социальными и гуманитарными дисциплинами, а также дисциплинами специальности «Журналистика».

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате изучения курса «Методы соционики в журналистике» студенты должны знать:
- структуру, содержание и программу учебной дисциплины;
- теоретические основы соционики как науки об информационном обмене психики с людьми и окружающим миром;
- особенности и принцип действия моделей 16 психотипов, их описания;
- основные принципы и методы соционической диагностики;
- методы соционики в сфере деловых коммуникаций, выбора профессии и специализированных направлений деятельности;
- свой собственный тип информационного обмена;
- принципы информационного обмена между психотипами;
иметь представление:
- об особенностях информационных аспектов и их комбинациях, формирующих групповые, этнические, нравственные ценности личности и общества (этноса, страны);
- о сферах применения соционики в различных отраслях социокультурной сферы (журналистике, политике, экономике, образовании, предпринимательстве и др.);
- о месте соционики в области решении задач информационной аналитики, а также в практике журналистской деятельности;
уметь:
- в соответствии с полученной подготовкой применять полученные соционические знания на практике;
- выделять базовые информационные потоки (аспекты), формирующие образ окружающего мира, другого человека, организации, СМИ и т.п.;
- видеть и понимать семантику и лексику каждого информационного аспекта в речи окружающих, в материалах СМИ, а также в поведении и невербальных коммуникациях, владеть навыками аспектного контент-анализа;
- формировать собственную Я-концепцию и выделять качества, необходимые для профессионального успеха, на основе знаний своего психотипа;
- определять сильные и слабые каналы информационной обработки аудитории, собеседника, коллеги, интервьюируемого и др.;
овладеть навыками:
- следования основным правилам информационного обмена, применения их на практике (при написании текстов, создании и ведении программ на радио и телевидении, Интерненте и др.);
- грамотного информационного обмена и понимания партнера: предсказывать результаты общения, доносить нужную информацию до собеседника;
- формирования картины действительности с учетом особенностей информационного восприятия конкретной аудитории.
Учебный процесс по курсу осуществляется в виде лекций, семинарских и практических занятий, а также самостоятельной работы. Базовые теоретические положения учебной дисциплины для достижения большей эффективности обучения излагаются и рассматриваются в ходе лекций. Семинарские занятия нацелены на закрепление, активацию и углубление лекционного материала, а также знаний, полученных в ходе изучения рекомендованной литературы и источников. Практические занятия (выполнение заданий (в том числе тренинги) на семинарах, написание рефератов, эссе) проводятся под руководством преподавателя и в часы самостоятельной работы студентов.

3. Основные дидактические единицы ГОС ВПО содержания учебной дисциплины «Методы соционики в журналистике»

Место соционики в ряду других наук о психике человека. Истоки соционики. Представление о структуре психики и ее уровнях, понятие психической функции.
Соционика как наука о способах обработки и передачи информации. Соционика Аушры Аугустинавичюте: объединение типологии К.Юнга с теорией информационного метаболизма А. Кемпинского. Понятие типа информационного метаболизма и открытие модели А. Значение и роль соционики в профессии журналиста.
Информационные аспекты мира и их роль в журналистской деятельности. Информация и понятие информационного аспекта как типа информации. Семантика аспектов информационного потока. Особенности языка аспектов информации и особенности работы с ними в СМИ (на телевидении, радио, в периодике, Интерненте), сфере рекламы, связей с общественностью.
Тип информационного метаболизма психики (ТИМа). Модель А и принципы ее построения. ТИМ и конкретное информационное наполнение психики. ТИМ журналиста и выбор специализации в профессии. Информационно-аспектный анализ и оценка эффективности деятельности СМИ.
Модели шестнадцати ТИМов и особенности их поведения: описания, портреты и анализ. Основные принципы определения ТИМа другого человека. Дополнительные признаки (Рейнина) как способы передачи информации, их учет и применение в работе журналиста.
Методы соционики и коммуникативные навыки журналиста. Законы информационного взаимодействия и интертипные отношения в журналистской практике, деловом общении. Вербальная и невербальная информация в коммуникации. Профессионально-личностный имидж с точки зрения теории информационного обмена.
Информационные аспекты в глобальном информационном процессе. Социон как единство шестнадцати ТИМов. Принципы движения информации в соционе. Интегральный тип группы, этноса, государства. Соционика как концепция информационного гуманизма в современном мире.
Учебно-методические средства. На занятиях используется авторский метод интерактивной видеосъемки, в ходе которой студенты выполняют задания (тренинги, ролевые игры, эссе), которые снимаются преподавателем или студентами видеокамерой. Просмотр и анализ отснятого видеоматериала по текущей теме, способствует более активному восприятию и усвоению теоретических положений курса.
Методические материалы. Видеосюжеты, отобранные и смонтированные автором курса с целью иллюстрации и пояснения важнейших тем предлагаемого учебной дисциплины; материалы СМИ – тексты периодики, видео-, аудио- и кинофрагменты для разбора и анализа на занятиях; научно-популярные фильмы о соционике; раздаточный материал: конспекты лекций, таблицы, схемы.
Технические средства. Видеокамера, телевизор, ПК, а также цветные карандаши, краски, бумага, реквизит для выполнения практических заданий на занятиях.

II. Тематический план изучения дисциплины
«Методы соционики в журналистике»

Форма обучения: очная
Форма итогового контроля: экзамен.

No п/п Наименование тем Всего Аудиторные занятия в т.ч. Сам. работа
лекции семинары
1. Место соционики в ряду других наук о психике человека. Истоки соционики.   4   2    -   2
2. Соционика как наука о способах обработки и передачи информации. Соционика А. Аугустинавичюте.   10   4    4   2
3. Информационные аспекты мира и их роль в  журналистской деятельности.   24   8   8   8
4. Модель информационного  метаболизма психики.   10     4   4   2
5. Типы информационного метаболизма. Модели ТИМов и особенности их поведения.   16   4   4   8
6. Признаки Рейнина  как способы передачи информации и их роль в журналистской  практике.   16   4   4   8
7. Методы соционики и коммуникативные навыки журналиста.   16   4   4   8
8. Информационные аспекты в глобальном информационном процессе.     12   4   2   6
  Итого 108 34 30 44


III. Программа курса

Тема 1. Место соционики в ряду других наук о психике человека. Истоки соционики.

Психоанализ З. Фрейда (1856-1939) как общепсихологическое учение о личности. Представление о структуре психики и ее уровнях: сознании (Эго), предсознании (Суперэго) и подсознании (Ид). Типология личности К.Г.Юнга (1875-1961) на основе дихотомий «экстраверсия-интроверсия», «рациональность-иррациональность», «мышление-чувство», «ощущение-интуиция». Понятие психической функции. Рациональность-иррациональность. Экстраверсия-интроверсия. Признаки Юнга как базовые свойства информационной системы психики человека. Типы личности по И. Майерс-Бриггс (1897-1980). Признаки по И. Майерс-Бриггс: экстравертный, интровертный, мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий, решающий, воспринимающий. Типология О.Крегера и Дж.М.Тьюсона.

Тема 2. Соционика как наука о способах обработки и передачи информации. Соционика А. Аугустинавичюте.

Теория информационного метаболизма А.Кемпинского. Метод информационного психоанализа. Соционика А.Аугустинавичюте: объединение типологии Юнга с теорией информационного метаболизма и информатикой. Понятие типа информационного метаболизма (ТИМа) как способа селекции и передачи информации. Главные открытия соционики. Понятие дуальной природы человека и теория интертипных отношений. Метод моделирования в применении к анализу человеческой психики. Определение сильных и слабых качеств человека, возможности прогнозирования его поведения. Тип интеллекта как способ восприятия и обработки информации о мире. Определение базиса Юнга. Открытие модели А. Функциональная структура психики. Предмет и метод соционики. Значение и роль соционики в профессии журналиста.

Тема 3. Информационные аспекты мира и их роль в журналистской деятельности.

Представление о жизни как единстве образов и смыслов. Общее определение информации и понятие информационного аспекта. Психические функции и макроаспекты первичного информационного потока: вещество, поле, пространство и время. Объекты и их энергетические состояния. Функция как способ приема и обработки информации. Рациональное и иррациональное восприятие действительности. Логика, этика, интуиция и сенсорика. Различия рациональных и иррациональных типов. Особенности их совместимости. Экстравертная и интровертная установки психики. Отражение сущностей объектов и их соотношений. Восемь аспектов информационного потока и общепсихологический принцип восприятия информации «7 плюс-минус 2». Различия экстравертированных и интровертированных типов, объектный и субъектный подход к миру. Различия интуитивных и сенсорных типов. Различия логических и этических типов. Соционические символы, обозначающие аспекты и функции. Семантика аспектов информационного потока как первореалий психических образов окружающего мира. Экстравертированная логика (семантика и лексика). Интровертированная логика (семантика и лексика). Экстравертированная этика (семантика и лексика). Интровертированная этика (семантика и лексика). Эстравертированная сенсорика (семантика и лексика). Интровертированная сенсорика (семантика и лексика). Экстравертированная интуиция (семантика и лексика). Интровертированная интуиция (семантика и лексика). Логическая, этическая, сенсорная и интуитивная информация в СМИ. Особенности языка аспектов информации и особенности работы с ними в СМИ (на телевидении, радио, в периодических изданиях, Интернете), сфере рекламы, связи с общественностью. Роль и значение практических навыков работы с информационными аспектами в профессии журналиста. Информационная специализация СМИ и методы соционики.

Тема 4. Модель информационного метаболизма психики.

Понятие типа информационного метаболизма (ТИМа). Модель А и принципы ее построения. Графическое изображение, мерность психических функций и ячейки модели. Витальное и ментальное кольцо модели А. Сильные и слабые функции колец модели А. Перегрузки по точке наименьшего сопротивления (болевой функции). Необходимость построения блока из двух функций, дающего необходимую информацию о мире. Блоки функций. Принцип построения блока. Освоение информации с позиции основного блока. Горизонтальные и вертикальные блоки модели А. Акцептные и продуктивные блоки. Принципы дуальных отношений, отраженные в структуре модели А. Инертные и контактные блоки. ТИМ и конкретное информационное наполнение психики. Значение и роль ТИМа при выборе профессии. ТИМ журналиста и выбор специализации в профессии. Рекомендуемые направления деятельности журналиста с учетом ТИМа: работа в редакции (с текстом), в кадре или за кадром (на телевидении), на каналах радиовещания, электронных или рекламных изданиях. Информационно-аспектный анализ (а также элементы контент-анализа) и оценка эффективности деятельности СМИ. Ведущие информационные аспекты телевидения, радиовещания, периодических и Интернет-изданий.

Тема 5. Типы информационного метаболизма. Модели ТИМов и особенности их поведения.
Интуитивно-логический экстраверт. Сенсорно-этический интроверт. Этико-сенсорный экстраверт. Логико-интуитивный интроверт. Этико-интуитивный экстраверт. Логико-сенсорный интроверт. Сенсорно-логический экстраверт. Интуитивно-этический интроверт. Сенсорно-этический экстраверт. Интуитивно-логический интроверт. Логико-интуитивный экстраверт. Этико-сенсорный интроверт. Логико-сенсорный экстраверт. Этико-интуитивный интроверт. Интуитивно-этический экстраверт. Сенсорно-логический интроверт. Описание, портреты и анализ ТИМов известных отечественных и зарубежных журналистов, политиков, общественных деятелей. Проблема принятия собственного ТИМа и творческая реализация работника СМИ. Основные принципы определения ТИМа другого человека и возможности прогнозирования его поведения и восприятия получаемой информации. ТИМ и проблема личностной и социальной идентификации.

Тема 6. Признаки Рейнина как способы передачи информации
и их роль в журналистской практике.

Инструментарий и эффективность методов соционики. Аспектон. Динамические и статические аспекты информации. Признаки Рейнина как способы обмена и передачи информации. Индивидуальные и дуальные признаки. Особенности проявления признаков в речи и поведении. Процесс-результат. Позитивизм-негативизм. Эмотивисты и конструктивисты. Стратеги и тактики. Уступчивые и упрямые. Квестимность и деклатимность. Роль и значение признаков в работе журналиста. Техника задавания вопросов и ведения интервью, ток-шоу, тематических бесед на радио и телевидении, пресс-конференциях с учетом признаков.

Тема 7. Методы соционики и коммуникативные навыки журналиста.
Теория интертипных отношений

Дуальная природа человека и теория интертипных отношений А.Аугустинавичюте. Таблица интертипных отношений В.Ляшкявичюса. Дуальные (дополняющие) аспекты информации. Общее представление об интертипных отношениях. Виды интертипных отношений: дополнение (дуальные), тождество, активация, зеркальные, полудополнение (полудуальные), родственные, социального заказа, суперэго, конфликта, ревизии (контроля), погашение (полной противоположности), квазитождество, деловые, миражные. Интертипные отношения в журналистской практике, деловом общении. Вербальная и невербальная информация и коммуникации. Вербальный имидж в рекламе. Требования к рекламному тексту. Аудиальные, визуальные и кинестетические каналы информации и их использование в СМИ, сфере рекламы, политики, связей с общественностью. Язык жестов, мимики и пантомимики. Устная и письменная речь. Речевой имидж. Габаритный имидж. Профессионально-личностный имидж с точки зрения теории информационного обмена. Технология определения ТИМа: умение выделять информационные аспекты и мерности психических функций, наработка навыков выделения аспектов в ходе беседы, в письменной речи и на невербальном уровне.

Тема 8. Информационные аспекты
в глобальном информационном процессе.

Социон как единство 16 ТИМов. Описание первой, второй, третьей и четвертой квадр. Дух квадры. Аспекты, определяющие информационные ценности квадры. Ценности и квадральные признаки. Аристократы и демократы. Решительные и рассудительные. Веселые и серьезные. Принципы движения информации в соционе. Кольцо социального прогресса (информационного социального заказа). Матрицы С.Грофа и ценности квадры. Интегральный тип группы, этноса, государства. Отражение ценностей квадр в СМИ, политике и пропаганде. Цивилизационные, этнические и конфессиональные конфликты с точки зрения теории информационного обмена. Соционика как концепция информационного гуманизма в современном мире. Современные информационные технологии и методы соционики в создании имиджа профессии журналиста, социальных процессов, политических лидеров, своего или иностранного государства. Роль и значение теории информационного обмена в деятельности СМИ.

Литература

Монографии

  1. Аугустнавчюте А. Соционика: Введение. Сост. Л. Филиппов. – М.: ООО « Фирма «Издательство АСТ», Спб.: Terra Fantastica, 1998.

  2. Аугустнавчюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. Сост. Л. Филиппов. – М.: ООО « Фирма «Издательство АСТ», Спб.: Terra Fantastica, 1998.

  3. Аугустинавичюте А. Соционика. – М., «ИГ Черная Белка», 2008.

  4. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация:психология и право. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2007.

  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб.; Лениздат, 1992.

  6. Бескова Л., Удалова Е. Уроки соционики, или самое главное, чему нас не научили в школе. – М., «Астрель», 2003.

  7. Брах Альфред. Психология мимики. Как читать мысли по лицу. - М.: «Маркетинг», 2004.

  8. Вемъ А. Язык тела и его демоны. О чем умолчал Алан Пиз. – СПБ.:Питер, 2006.

  9. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собрание сочинений в 6 томах. Т.4 – М., 1984.

  10. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М., 2002.

  11. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М. Издательство АСТ, Изд. Института трансперсональной психологии, Изд. К. Кравчука. - 2004.

  12. Глухов В.П. Основы психолингвстки. АСТ, Астрель, Москва, 2005.

  13. Горенко Е., Толстиков. Природа собственного Я. – М., «Армада-пресс», 2001.

  14. Гуленко В. Менеджмент слаженной каманды. – М., «Астрель», 2003.

  15. Ермак В. Как научиться понимать людей. – М., «Астрель», 2003.

  16. Известия Академии Имеджелогии. Том 1, под ред. Е.А.Петровой – М.: РИЦ АИМ, 2005.

  17. Ким Е., Бутенко Е. Бизнес-тренинг от HOLLYWOOD(a). Использование видео в учебных целях. – М.: Форум: ИНФА-М, 2005.

  18. Кривошеев Е. М. Соционика глазами психолога. Доброе слово, М., 2005.

  19. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

  20. Кочубеева Л.А., Миронов В.В., Стоялова М.Л. Соционика. Семантика информационных аспектов, Санкт-Петербург, Астрель Х, 2006.

  21. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. – М., «Персей», «Вече», «АСТ», 1995.

  22. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес. Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе. – М., «Персей», «Вече», «АСТ», 1995.

  23. Лысикова О.В., Лысикова Н.П. Имиджелогия и паблик рилешенз в социокультурной сфере: учеб. Пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2006.

  24. Мадариага де, С. Англичане. Французы. Испанцы. Пер. с англ. А.В.Говорунова. – СПб.: «Наука», 2003.

  25. Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – Спб.: Питер, 2006.

  26. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2008.

  27. Налчаджян А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

  28. Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значения. - СПБ.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2006.

  29. Павловская А.В. Особенности национального характера... итальянцев, ...англичан, ...немцев, ...норвежцев и финнов, ...американцев, ...исландцев. – М., 2007.

  30. Панарин И.Н. Технология информационной войны. – М.: «КСП+», 2003.

  31. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссия./ Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. – М., 2001.

  32. Политическая психология: Хрестоматия/Сост. Е.Б.Шестопал. – М.: Аспект Пресс, 2007.

  33. Прокофьева Т. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. – М., «Алмаз», 2005.

  34. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества: учебное пособие / Е.Е. Пронина – М.: КДУ, 2006.

  35. Рейнин Г. Соционика: Типология. Малые группы. – СПб.: Изд-во «Образование-культура», 2005.

  36. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психодиагностике. – М.: Дидакт,1992.

  37. Седых Р.Г. Информационный психоанализ. Соционка как метапсихология. – М., 1994.

  38. Семенова З.Ф., Семенова С.В. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом-Дерево-Человек». – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.

  39. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

  40. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум: учебное пособие для студентов вузов. Т.Г. Стефаненко. – М.: Аспект Пресс, 2006.

  41. Травина Е.М. Этнокультурные и конфессиональные конфликты в современном мире. – СПб.: Изд-во С.-Перерб. Ун.-та, 2007.

  42. Удалова Е.А. Уроки соционики – 2 или Секреты наших отношений. – М., 2007.

  43. Философский энциклопедический словарь под ред. Л.Ф. Ильичева. – М. Советская энциклопедия. – 1983.

  44. Чуркина М., Жадбко Н. Тренинг для тренеров на 100%. Секреты интенсивного обучения. – М., Альпина Бизнес Букс, 2005.

  45. Шабаев Ю.П. Этнополитология: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям (020000) и специальности «Социальная антропология» (350100) /Ю.П. Шабаев, А.П.Садохин. – М.5 ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

  46. Шульман Г.А. Соционика изнутри. Принципы проведения и исследований и преподавания на примере соционики Аушры Аугустинавичюте. – М., Доброе слово: Черная белка, 2007.

  47. Юнг К. Психологические типы. – Спб., «Азбука», 2001.

  48. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.


Статьи

  1. Аугустинавичюте А. Две вертации. Соционика, ментология и психология личности, N 6, 1996.

  2. Аугустинавичюте А. Соционная природа человечества и асоционность общества (1982, декабрь) // "16", 1991, No 2 (6), с. 1 - 7; повторно: СМиПЛ, 1995, No. 3.

  3. Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина. Очерк по соционике. «Соционика, ментология и психология личности», 1998, No1-6.

  4. Букалов А.В. О механизме формирования функций информационного метаболизма в процессе рождения индивидуума. //Соционика, ментология и психология личности. – 1996. - NoNo 1-2.

  5. Букалов А.В. Соционика: гуманитарные, социальные, политические и информационные интеллектуальные технологии ХХI века. //Соционика, ментология и психология личности. – 2000, No1.

  6. Букалов А.В. Интегральная соционика. Типы коллективов, наций, государств. Этносоционика. // Соционика, ментология и психология личности. – 1998.- No 4.

  7. Букалов А.В. Этносоционика: алкоголизм, наркомания и ментальность этносов. // Соционика, ментология и психология личности. – 1998.- No 6.

  8. Ермак В.Д. Возрастное развитие и информационное наполнение психики – становление индивидуальности и личности человека. // Соционика, ментология и психология личности. – 2005.- No 1.

  9. Захарова Е.И. Определение психического статуса ребенка до рождения.//Перинатальная психология и психология родительства. – М., 2006, No1.

  10. Карпенко О.Б. Признаки Рейнина: происхождение, существование, применение. // Соционика, ментология и психология личности. – 2002.- No 6.

11. Кемпинский А. Психология власти. // Экзистенциальная психология. – М.-Спб., Изд. «Совершенство», «Университетская книга». – 1998.
  1. Литвиненко И.Ю. Система аспектов информационного потока и соционический подход к экспликации их семантики. //Соционика, ментология и психология личности. – 2007. - No 5

  2. Литвиненко И.Ю. Ценности: феномен и его аспектная структура. //Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2005. - No 12.

  3. Ломоносова Е. Влияние процесса рождения человека (БПМ С. Грофа) на тип информационногог метаболизма. //Соционика, ментология и психология личности. – 2003. - No 3.

  4. Миронов В.В. Как определять соционический тип, не задавая вопросов, или тело никогда не врет. «Соционика, ментология и психология личности», 2006, No1.

  5. Митрохина А.Л. Матрицы Грофа и квадральные ценности. //Соционика, ментология и психология личности. Принято к опубликованию в июне 2008 г.

  6. Митрохина А.Л. Миры Г.А. Шульмана. // Журнал научного соционического общества, No1, 2007.

  7. Митрохина А.Л. Признаки Рейнина в интертипных отношениях. Квестимность-деклатимность.//Соционика, ментология и психология личности. Принято к опубликованию в июле 2008 г.

  8. Митрохина А.Л. Ценности квадры и матрицы С. Грофа// Журнал научного соционического общества, No2-3, 2006.

  9. Митрохина А.Л., Гловюк С.Н. Соционика – инструмент формирования нового миропонимания подрастающего поколения и построения гармоничных общественных и межличностных отношений. // Доклад в Комитете по культуре Государственной Думы РФ, апрель 2005, http//www.socion.org.

  10. Рабочая группа по соционике при лаборатории междисциплинарных исследований ИБПЧ (Санкт-Петербург) в составе: Доспехов С.В., Кочубеева Л.А., Мальская Е.Н., Миронов В.В., Стоялова М.Л. Методика типирования по признакам Рейнина с применением контент-анализа. «Соционика, ментология и психология личности», 2004, No1.

  11. Таланов В. Л. Анкетная диагностика признаков Рейнина и психологические профили популярных профессий в проекции на признаки. «Соционика, ментология и психология личности», 2005, No5.

  12. Трехов А. Признак «квестимы/деклатимы», группы квестимности и кольца заказа. «Соционика, ментология и психология личности», 2004, No1.

  13. Трехов А. Признаки Рейнина для аспектов и ТИМов. «Соционика, ментология и психология личности», 2004, No2.

  14. Эглит И.М. Знаки психических функций в модели А. - «Соционика, ментология и психология личности» 2007, No5.

  15. Материалы отечественной и зарубежной периодической печати, радио, телевидения.


Учебно-методическое обеспечение

  1. Митрохина А.. Основы соционики. Конспект лекций для студентов факультетов журналистики, 2008.

  2. «Погрешность измеряющего инструмента, или Этюды на тему соционики». Учебный фильм о соционике. Автор и режиссер А.Митрохина. LALvideo, 2005.

  3. «Здравствуй, Homo socionicus!». Научно-популярный фильм о соционике. Авторы сценария С.Гловюк, А.Митрохина, режиссер А.Митрохина. LALvideo, 2007.

  4. Митрохина А.Л. «Восемь аспектов». Сборник учебных видеоматериалов о семантике аспектов. LALvideo, 2008.

  5. Митрохина А.Л. «Живые портреты» Сборник учебных видеоматериалов о ТИМах. LALvideo, 2008.

  6. Митрохина А.Л. «Невербальная коммуникация и имидж внешнего вида». Сборник учебных видеоматериалов. LALvideo, 2008.

  7. Митрохина А.Л. «Вербальная коммуникация и речевой имидж». Сборник учебных видеоматериалов. LALvideo, 2008.


Интернет-ресурсы

Международный институт соционики: http://www.socionics.ibc.com.ua
Научно-исследовательский институт соционики: http://socionics.ru
Научное соционическое общество: http://www.socion@org


Методические материалы семинарских/практических занятий

Темы семинарских занятий

Тема 3. Информационные аспекты мира и их роль в журналистской деятельности.

Учебное задание. Во время практического занятия перед студентами ставится задача рассказать о своих обыденных привычках, которые отражают особенности их психики (экстраверсию или интроверсию, рациональность или иррациональность). Ход выполнения задания снимается видеокамерой, по окончании проходит разбор видеосюжетов, отснятых на занятиях.
1. Тренинг «Как я планирую свой день».
2. Тренинг «Кто я – экстраверт или интроверт?».
3. Ролевая игра «Совещание у главного редактора национальной газеты».
Учебно-методическое обеспечение: видеокамера, телевизор или компьютер.

Тема 6. Признаки Рейнина как способы передачи информации и их роль в журналистской практике.

Учебное задание. Во время практического занятия перед студентами ставится задача разыграть ситуацию, в ходе которых проявляются способы передачи информации в процессе личностных и социальных коммуникаций (квестимность или деклатимность, особенности невербального поведения, статика или динамика, позитивизм или негативизм и др.). Ход выполнения задания снимается видеокамерой, по окончании проходит разбор видеосюжетов, отснятых на занятиях.
1. Ролевая игра «Внешний вид кандидата в президенты» (с использованием реквизита).
2. Ролевая игра «Интервью со звездой».
3. Ролевая игра «Я знаю, что Вы думаете на самом деле, или Тело никогда не лжет».
Учебно-методическое обеспечение: видеокамера, телевизор или компьютер.

Тема 7. Методы определения ТИМа.

Учебное задание. В ходе практического занятия отработать навыки выделения аспектов на невербальном уровне и в ходе беседы со специально приглашенным человеком, выделить основные информационные свойства его психики, определить ТИМ.
Учебно-методическое обеспечение: вопросник, составленный с учетом семантики и особенностей языка информационных аспектов. Видеокамера, телевизор или компьютер.

Тема 8. Информационные аспекты в глобальном информационном процессе.

Учебное задание. В часы самостоятельной работы или в ходе практического занятия осуществить аспектно-информационный анализ различных СМИ. Сделать краткое сообщение (или написать эссе) по результатам аналитической работы.
1. Анализ интегрального ТИМа изданий «Итоги», «SQ», «Караван»; радиостанций «Эхо Москвы», «Маяк» и др. по выбору студента.
2. Анализ имиджа России в отечественных (по желанию – в зарубежных) СМИ.
3. Просмотр и анализ видеосюжетов информационных программ «Время», «Вести», «ВВС world», «CNN international», «Russia Today», «Euronews», «TV5» и др.
Учебно-методическое обеспечение: материалы зарубежных СМИ о России и подборки материалов отечественных СМИ о других странах. Видеокамера, телевизор или компьютер.


Тема 4. Структура модели информационного метаболизма психики (Модель А).

Учебное задание. В ходе семинарского занятия написать соционический диктант на заданную тему.
1. Восемь аспектов мира.
2. Модель А разных типов.
3. Модель А моего ТИМа.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, карточки моделей, фотографии и тексты периодических изданий.

Тема 5. Модели ТИМов и особенности их поведения

Учебное задание. В часы самостоятельной работы или на семинаре подобрать материал и написать эссе или письменные работы по заданным темам. На семинарском занятии сделать краткое сообщение по результатам аналитической работы.
1. «Качества личности, необходимые для профессии журналиста».
2. Определение свойства личности по текстам интервью.
3. Анализ ТИМа ведущих программ «Модный приговор», «Час суда», «КВН» и др.
Учебно-методическое обеспечение: видеосюжеты или тексты, создающие портреты различных ТИМов, телевизор или компьютер.

Тема 3. Информационные аспекты мира и журналистская практика.

Учебное задание. В часы самостоятельной работы просмотреть, выбрать и в письменной форме сделать сопоставительный аспектно-информационный анализ телевизионной передачи (периодического издания, радиоканала и др.). На семинарском занятии сделать краткое сообщение по результатам аналитической работы.
1. «Логика против этики». Анализ аналитической и нравственно-воспитательной или развлекательной программ с точки зрения информационных аспектов (по выбору студента).
2. «Интуиция против сенсорики». Анализ программ на темы здорового образа жизни и экстрасенсорики или колдовства с точки зрения информационных аспектов.
Учебно-методическое обеспечение: видеосюжеты или тексты, отражающие аспекты информации, компьютер или телевизор.

Тема 6. Способы передачи информации: вербальная и невербальная коммуникация

Учебное задание. В часы самостоятельной работы или на семинаре создать в письменной форме образец речевого имиджа и описать особенности невербального поведения журналиста и участников телевизионных передач. На семинарском занятии сделать краткое сообщение по результатам аналитической работы.
1. «Открытое письмо ректору МФЮА». Сюжет по выбору студента.
2. Анализ невербального поведения участников ток-шоу «Пусть говорят», «Без комплексов» и др. по выбору студента.
3. Определение аспектов информации в текстах, речи, невербальном поведении выступающих, аспектный анализ видеоряда.
Учебно-методическое обеспечение: видеосюжеты или тексты, отражающие аспекты информации, компьютер или телевизор.

Темы рефератов

1. Невербальная информация. Язык жестов, мимики и пантомимики и свойственные ему информационные аспекты.
2. Вербальная информация и речевой имидж профессии журналиста. Устная и письменная речь и свойственные ей информационные аспекты.
3. Профессионально-личностный имидж журналиста с точки зрения соционики.
4. Современные информационные технологии и роль соционики в профессии журналиста.
5.    Основоные информационные аспекты на телевидении.
6.    Основные информационные аспекты радиовещания.
7.    Основные информационные аспекты периодической печати.
8.    Основные информационные аспекты в рекламе и глянцевых изданиях.
9.    Основные информационные аспекты в Интернет-изданиях.
10.    Принципы движения информации в соционе. Пересечения семантики интровертированных и экстравертированных аспектов информации в СМИ.
11.    Роль и значение соционики в повышении эффективности деятельности СМИ.
12.    Возможности манипулирования информационными аспектами и профессиональная этика журналиста.
13.    Метод аспектного анализа в оценке эффективности работы СМИ.
14.    Мой тип информационного метаболизма.
15.    Интегральный тип информационного метаболизма России (или любой другой страны по выбору студента).
16. Интегральный ТИМ печатного, рекламного или Интернет-издания, телевизионного или радиоканала (по выбору студента).
17. Тип информационного метаболизма моего любимого журналиста (по выбору студента).
18. Основые информационные аспекты в рекламе.

Глоссарий

АСПЕКТ ИНФОРМАЦИОННЫЙ – часть информационного потока взаимодействия психики с окружающим миром, тип информации, он показывает, какого рода информация, о чем она.

АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА - первореалии («кирпичики»), на основе которых в психике человека строятся образы окружающего мира, принимаются решения о необходимых реакциях, формируются сами реакции (обратный информационный поток), накапливается индивидуальный и личностный опыт.

БЛОК ФУНКЦИЙ – объединяет пару психических функций разных установок и классов, что дает возможность психике эффективно обрабатывать информацию о мире.

ВЕРБАЛЬНЫЙ (речевой) ИМИДЖ – совокупность всех речевых средств и возможностей личности, служит цели поддержания единства функциональных образований, возникающих в процессе общения, с тем, чтобы расположить людей в свою пользу, побудить к душевной щедрости.

ГАБАРИТНЫЙ ИМИДЖ (от лат. Habitus – внешний облик) – особенности внешнего облика человека, телосложения, осанки, конституции, походки, лица, одежды. Должен соответствовать эталонам социальной группы (положительный или отрицательный аспекты).

ДЕЛОВОЙ ИМИДЖ – предметы деятельности (труда), которые созданы самим человеком (созданное им дело, продует, технология, произведения искусства).

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ – взаимодействие людей, ведущее к развитию в процессе трудовой деятельности; функционирует на основе передачи, переработки и усвоения многообразной социальной информации.

ДИАДА - объединение двух любых ТИМов психики в соответствии с законами информационного метаболизма.

ЖИЗНЬ – взаимодействие с окружающим миром: вещественное (логика), энергетическое (этика), информационное (сенсорика), ритмическое (интуиция); на основе первичного информационного потока формируется информационная аспектная структура субъективных представлений о мире.

ЖЕСТ – пластико-пространственная конфигурация телесности, обладающая смысловой значимостью и являющая средством невербальной коммуникации; людой знак, выразительное движение, выражающее эмоцию и сообщающее информацию.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ТИМа – процесс определения типа информационного метаболизма реального конкретного человека; не зависит от реального содержания, индивидуального понимания, неповторимой информационной конкретики.

ИМИДЖ – неповторимые образы-представления о конкретных объектах, которые выделяют, создают впечатление их радикального отличия друг от друга; это целостное представление об образе, который остается в сознании людей, в их памяти.

ИМИДЖЕЛОГИЯ – интегративная область знания, основной целью которой является представление человека или какого-либо объекта привлекательным, интересным, значимым. Это наука о построении имиджа, выделяющая основные аспекты обаятельного образа.

ИМИДЖИРОВАНИЕ – процесс формирования профессионально-личностного имиджа на основе научных знаний и технологий, реализация преднамеренно выстроенных образов в созидании имиджа.

ИНТРОВЕРСИЯ – установка психики, которой свойственна ориентация на субъект, восприятие мира как совокупности отношений, обращение интереса внутрь, когда мотивирующая сила направлена прежде всего на субъект, тогда как объекту принадлежит вторичное значение.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕТАБОЛИЗМ – процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека.

ИНФОРМАЦИЯ – сведения, передаваемые устно или письменно (устар.). В ХХ веке – общенаучное понятие: 1. обмен сведениями между людьми, человеком и человеком, автоматом и автоматом; 2. обмен сигналами (живой и растительный мир); 3. передача признаков на клеточном уровне (генетика).

ИНТЕРТИПНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЕОРИЯ – открытые А. Аугустинавичюте законы информационных взаимодействий между ТИМами.

ИНТУИЦИЯ (ВРЕМЯ) - часть информационного потока взаимодействия психики с миром, несущая информацию о фактических, потенциальных или вероятных изменениях вещественных и абстрактных реалий мира, а также их физических и эмоциональных состояний.

ИНТУИЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ – аспект, несущий информацию о свойствах изменений, потенциальных возможностей объектов, потенциале данного момента времени.

ИНТУИЦИЯ ВРЕМЕНИ – аспект, несущий информацию о соотношении процессов или составными частями одного и того же процесса, чувство времени.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ – лежащее вне разума, на разуме не основанное, однако не что-то противоразумное.

ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ - свойство (класс) психической функции; ориентированность в первую очередь на непосредственное, спонтанное восприятие действительности; стремление увидеть новые возможности, уловить новые ощущения; быстрое реагирование на изменения ситуации.

КВАДРЫ – четверки из двух диад, в рамках которых формируются основные ценности и наиболее комфортные отношения между типами.

КОММУНИКАЦИЯ (от лат. сommunico – связываю) - процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию.

КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ - процесс систематического распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) и передачи специально подготовленных сообщений с помощью технических средств на численно большие, анонимные, рассредоточенные аудитории.

КОММУНИКАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ – процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, встепившими в определенные отношения друг с другом.

КОРПОРАТИВНЫЙ ИМИДЖ – отражает цели сотрудника и коллектива в целом, коммуникативные особенности, принятые в данной организации.

ЛИЧНОСТНЫЙ ИМИДЖ – определенный образ, который личность представляет окружающим, своего рода самопрезентация, при которой подчеркиваются сильные стороны и скрываются недостатки; целенаправленно создаваемое представление о личности, но не сама и не вся личность.

ЛИЧНОСТНАЯ ИНДЕНТИФИКАЦИЯ – представление о себе как самоценном и уникальном человеке, целостной личности в терминах индивидуальных отличий от других людей.

ЛОГИКА (ОБЪЕКТЫ) – часть информационного потока взаимодействия психики с миром, которая несет информацию о вещественных или абстрактных реалиях мира, фактически или условно ограниченных формой и используемых человеком как средство или объект работы; сравнивает содержание суждения с объективными законами, истинными утверждениями.

ЛОГИКА ДЕЙСТВИЯ – аспект, несущий информацию о свойствах и деятельности объектов, веществе и ресурсах.

ЛОГИКА ОТНОШЕНИЙ – аспект, несущий информацию о внутренних соотношениях объектов, структуре, системе.

МЕТОД СОЦИОНИКИ – диагностика типов информационного метаболизма по базису Юнга и соционическим моделям.

МНОГОСЛОЙНЫЙ ИМИДЖ – содержит позитивные и отрицательные стороны, которые специально выдвигаются на передний план. Считается, что легче запустить новый стереотип, чем опровергнуть старый.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – метод, инструмент исследования психики, ее сложных, нелинейных, неосязаемых, адаптивных и т. д. сторон.

МОДЕЛЬ – заместитель объекта – психики человека, а не реальный человек; построена удобно для исследователя, отражает существенные параметры психики, дает возможность анализировать и прогнозировать поведение и мышление.

МОДЕЛЬ А – модель информационного метаболизма психика, представляющая собой определенную комбинацию восьми аспектов информационного потока и отражающая информационную структуру психики; названа именем своего первооткрывателя Аушры Аугустинавичюте. Состоит из четырех блоков: Эго («Знаю») – наиболее развитые ментальные функции, Суперэго («Надо») – функции, служащие для адаптации в социуме, Суперид («Хочу») - функции, создающие благоприятную коммуникативную среду для ТИМа, Ид («Могу») – функции ментальной компенсации.

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ – коммуникация, осуществляемая несловесными средствами (мимикой, жестами, голосом, движением, позами, параречевыми сигналами); совокупность неречевых коммуникативных средств – система жестов, знаков, символов, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности и играющих важнейшую роль в смысловом понимании людьми друг друга.

НЕРЕЧЕВОЙ ИМИДЖ – средство проявления чувств, переживаний личности, форма познания определенной культуры, традиций, мифов, фольклора. Неречевой имидж должен учитывать особенности невербальной коммуникации.

ОБЩЕНИЕ – сложный и многогранный процесс: процесс взаимодействия индивидов, информационный процесс, отношения людей друг к другу; процесс их взаимовлияния друг на друга, сопереживания, взаимопонимания.

ОЩУЩЕНИЕ – та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов.

ПРЕДМЕТ СОЦИОНИКИ – изучение процессов информационного обмена человека и их влияния на психику.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ – важная составная часть имиджа специалиста, отражающая его позитивные качества как специалиста, и способствующая профессиональному успеху; не может существовать и развиваться без информационного обмена между специалистом и объектом делового общения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ИМИДЖ – одновременно личностная презентация человека и показатель его деловых качеств и характеристик.

ПРОСОДИЯ – голосовые характеристики, сопровождающие речь и помогающие передать ее значение (параязык).

ПРОКСЕМИКА – наука, которая изучает, как используется личное и социальное пространство.

РАЦИОНАЛЬНОЕ - соотнесенное с разумом, соответствующее ему.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - свойство (класс) психической функции; ориентирование в первую очередь на опосредованное восприятие действительности, на разум, традиции; стремление жить с принятым решением, имеет устойчивое мнение (собственное или принятое) в любой ситуации.

РЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК – это модель психики, наполненная реальной информацией, полученной от рождения в реальных условиях. Реальная информация используется при анализе и помогает моделировать объект – психику.

СЕМАНТИКА АСПЕКТА - определенный информационный массив – набор слов, понятий и языковых оборотов, отражающих субъективный смысл о сущностных или отношенческих информационных составляющих мира.

СЕНСОРИКА (ПРОСТРАНСТВО) – часть информационного потока взаимодействия психики с миром, несущая информацию о реальных или потенциальных силовых (волевых) воздействиях на физические и абстрактные реалии мира, а также о противодействиях и ограничениях с их сторон.

СЕНСОРИКА ВОЛЕВАЯ – аспект, несущий информацию о свойствах пространства, его форме и внешности.

СЕНСОРИКА ОЩУЩЕНИЙ – аспект, несущий информацию о пространственных соотношениях, о телесных ощущениях.

СОЦИОН – наименьшая единица человечества или модель общества в миниатюре, единица интегрального интеллекта человеческого общества; информационное единство всех шестнадцати ТИМов. Социону присущи все типы межчеловеческих отношений и все основные закономерности общества, в т.ч. закон социального прогресса.

СОЦИОНИКА – наука об информационном обмене (взаимодействии) психики человека с окружающим миром и другими людьми; наука о типах информационного метаболизма и об интертипных отношениях.

ТИП ИНФОРМАЦИОННОГО МЕТАБОЛИЗМА (ТИМ) – способ восприятия и переработки информации о мире психикой человека, который может быть описан с помощью модели; также способ взаимодействия и обмена информацией между функциями. Соционика рассматривает шестнадцать ТИМов.

ФУНКЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ – способность психики воспринимать информацию информационного потока.

ЭКСТРАВЕРСИЯ - установка психики, которой свойственна ориентация на объекты внешнего мира, оценку их качественных характеристик, восприятие мира как совокупности объектов; это «есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту».

ЭТИКА (ЭНЕРГИЯ) - часть информационного потока взаимодействия психики с миром, несущая информацию о физических и виртуальных (эмоциональных) состояниях реальных или абстрактных реалий мира; сравнивает содержание суждения с принятыми моральными нормами и ценностями.

ЭТИКА ЭМОЦИЙ – аспект, несущий информацию об энергетических состояниях, владении и чувстве эмоционального поля.

ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ – аспект, несущий информацию о соотношении состояний, нормах, правилах поведения между людьми.
Примерные вопросы к экзамену

  1. Предмет, метод и истоки соционики.

  2. Значение и роль теории информационного обмена в профессии журналиста.

  3. Понятие информационного метаболизма и соционика А. Аугустинавичюте.

  4. Понятие информационного аспекта. Аспекты мира и психика человека.

  5. Макроаспекты первичного информационного потока и психические функции. Вещество, поле, пространство и время.

  6. Рациональные и иррациональные аспекты информации. Логика и этика. Интуиция и сенсорика.

  7. Экстравертированные и интровертированные аспекты информации.

  8. Соционические символы, обозначающие аспекты и функции.

  9. Логическая, этическая, сенсорная и интуиивная информация в СМИ.

  10. Экстравертированная логика. Семантика и особенности языка аспекта.

  11. Интровертированная логика. Семантика и особенности языка аспекта.

  12. Экстравертированная этика. Семантика и особенности языка аспекта.

  13. Интровертированная этика. Семантика и особенности языка аспекта

  14. Эстравертированная сенсорика. Семантика и особенности языка аспекта.

  15. Интровертированная сенсорика. Семантика и особенности языка аспекта.

  16. Экстравертированная интуиция. Семантика и особенности языка аспекта.

  17. Интровертированная интуиция. Семантика и особенности языка аспекта.

  18. Аспектон. Динамические и статические аспекты информации.

  19. Дуальные (дополняющие) аспекты информации.

  20. Вербальная и невербальная информация. Аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия информации.

  21. Аудиальные, визуальные и кинестетические каналы восприятия информации и их аспекты.

  22. Теория информационного обмена и имидж. Профессионально- личностный имидж с точки зрения соционики.

  23. Принципы движения информации в соционе. Пересечения семантики интровертированных и экстравертированных аспектов информации в СМИ.

  24. Роль и значение соционики в повышении эффективности деятельности СМИ.

  25. Возможности манипуляции информационными аспектами и профессиональная этика журналиста.

  26. Тип информационного метаболизма. Модель А. Структура и принцип построения.

  27. Блоки функций. Освоение информации с позиции основного блока модели А.

  28. Значение и роль ТИМа для творческой реализации журналиста.

  29. Сильные и слабые функции колец модели А. Перегрузки по точке наименьшего сопротивления.

  30. Дуальная природа человека и теория интертипных отношений. Признаки дуальных отношений, отраженные в структуре модели А.

  31. Интуитивно-логический экстраверт. Модель и особенности поведения.

  32. Сенсорно-этический интроверт. Модель и особенности поведения.

  33. Этико-сенсорный экстраверт. Модель и особенности поведения.

  34. Логико-интуитивный интроверт. Модель и особенности поведения.

  35. Этико-интуитивный экстраверт. Модель и особенности поведения.

  36. Логико-сенсорный интроверт. Модель и особенности поведения.

  37. Сенсорно-логический экстраверт. Модель и особенности поведения.

  38. Интуитивно-этический интроверт. Модель и особенности поведения.

  39. Сенсорно-этический экстраверт. Модель и особенности поведения.

  40. Интуитивно-логический интроверт. Модель и особенности поведения.

  41. Логико-интуитивный экстраверт. Модель и особенности поведения.

  42. Этико-сенсорный интроверт. Модель и особенности поведения.

  43. Логико-сенсорный экстраверт. Модель и особенности поведения.

  44. Этико-интуитивный интроверт. Модель и особенности поведения.

  45. Интуитивно-этический экстраверт. Модель и особенности поведения.

  46. Сенсорно-логический интроверт. Модель и особенности поведения.

  47. Принципы определения ТИМа другого человека.

  48. Признаки Рейнина как способ информационного обмена.

  49. Квестимность и деклатимность как способ обработки и передачи информации.

  50. Статика и динамика как способ обработки и передачи информации.

  51. Позитивизм и негативизм как способ обработки и передачи информации.

  52. Стратегия и тактика как способ обработки и передачи информации.

  53. Эмотивность и конструктивность как способ обработки и передачи информации.

  54. Кольца социального информационного заказа. Признак процесс-результат.

  55. Техника ведения беседы (интервью) с учетом квестимности-деклатимности и других признаков Рейнина.

  56. Виды интертипных отношений.

  57. Информационные ценности первой квадры. Аспекты и их отражение в СМИ, политике и пропаганде.

  58. Информационные ценности второй квадры. Аспекты и их отражение в СМИ, политике и пропаганде.

  59. Информационные ценности третьей квадры. Аспекты и их отражение в СМИ, политике и пропаганде.

  60. Информационные ценности четвертой квадры. Аспекты и их отражение в СМИ, политике и пропаганде.

  61. Имиджелогия как наука, искусство и технология.

  62. Актуальность, роль и значение имиджирования в журналистике.

  63. Понятие имиджа, его сущность и составляющие. Цели создания и функции имиджа.

  64. Основные разновидности имиджа: габаритный, деловой, поведенческий, многосложный (множественный), среды обитания.

  65. Этапы формирования профессионально-личностного имиджа.

  66. Имидж и информация. Понятие информационного метаболизма и основные типы информации.

  67. Я-концепция как основа личностного имиджа. Значение психологического склада личности для формирования имиджа.

  68. Личностный имидж с точки зрения информационного метаболизма (соционики). Рациональность-иррациональность, экстраверсия-интроверсия.

  69. Профессиональный имидж журналиста: его компоненты и соответствие индивидуальным особенностям. Логическая и этическая информация в обеспечении имиджа.

  70. Работа над внешним обликом как этап построения имиджа. Сенсорная и интуитивная информация в обеспечении имиджа.

  71. Общение и коммуникативные качества личности в создании имиджа. Совершенствование коммуникативных способностей журналиста.

  72. Вербальная коммуникация, речевой имидж и их действенность в обеспечении имиджа журналиста. Устная и письменная речь.

  73. Невербальная коммуникация, ее роль в создании имиджа внешнего вида. Язык жестов, мимика, пантомимика.

  74. Вербальный имидж в рекламе. Требования к рекламному тексту.

  75. Фейс-контроль как имиджевая практика.

  76. Корпоративный имидж, его компоненты и функции.

  77. Специфика и задачи корпоративного имиджа СМИ ( телевизионного канала, периодического издания, информационного агентства, Итернет-издания, радиоканала и др). Роль рекламы в его обеспечении.

  78. Формирование корпоративного имиджа, его вербальные и невербальные компоненты (логотип, слоган, фирменное имя и д.)

  79. Организационная культура корпоративного имиджа. Условия обеспечения имиджа коллектива. Типы руководства как показатель имиджа организации или фирмы.

  80. Современные информационные технологии и методы соционики в создании имиджа профессии журналиста.

  81. Эффективность имиджирования и его критерии. Соответствие и несоответствие провозглашаемого, ожидаемого и реального имиджа личности или организации.

  82. Философия, этика, психология, соционика, право и другие науки как мировоззренческие критерии эффективности имиджа.

  83. Этика и манеры поведения личности как средство построения имиджа. Конфликт, его виды и способы разрешения.

  84. Имидж как технология обаяния. Специфика и задачи позитивного и негативного профессионально-личностного и корпоративного имиджа.

  85. Формирование имиджа страны (государства) в СМИ. Типы информации, формирующие стереотипные представления о странах мира.

  86. Значение и роль имиджа в журналистике и рекламе.



Отзывы клиентов

Этюды на тему соционики
Первый фильм о соционике
Анны Митрохиной



 

Запись на консультирование
и обучение


Звоните: 89031956617
или заполните форму:
имя:
email:
тема:
комментарий:
      

 


© Анна Митрохина, MMIX