Мастерская психолога и соционика Анны Митрохиной

  Начало : Статьи : Матрицы Грофа и квадральные ценности  

Матрицы Грофа и квадральные ценности

Митрохина А.Л.

Матрицы Грофа и квадральные ценности

Вопрос о причине возникновения и времени закладки ТИМа для соционики не менее важен, чем вопрос о психическом статусе ребенка до рождения в психологии развития. Однако на этот счет существуют различные точки зрения и гипотезы. Например, А.Букалов [5;6] заметил сходство квадральных ценностей с базовыми перинатальными матрицами психики, которые обнаружил в своих исследованиях с использованием психоделических препаратов американский психолог С.Гроф.  Подробное описание исследований и выводов С. Грофа  в контексте  подсознательных сказочных образов было сделано Е. Ломоносовой [17]Вопрос о том, каким именно образом и в какой момент происходит формирование ТИМа, остается дискуссионным, продолжая интриговать исследователей.  

Предлагаемая вниманию читателя работа – вариант ответа на этот вопрос, поиск которого основан на соотнесении идей и практических наработок С.Грофа с практикой и теорией информационного метаболизма и переводе образов базовых перинатальных матриц на язык конкретных информационных аспектов, с которыми работает соционика.

Исследования Станислава Грофа свидетельствуют, что, находясь в измененном состоянии сознания, человек способен вспомнить свои ощущения и переживания, испытанные в процессе родов, а также до своего появления на свет. По мнению С.Грофа, объяснение необъяснимых с точки зрения механистической науки результатов исследований с использованием ЛСД представляет гораздо меньшие трудности, если подходить к ним в духе квантово-релятивистской физики, теории систем и информации, кибернетики или последних открытий в области нейропсихологии и биологии. Наука об информационном обмене человека с окружающим миром – соционика – изучает механизмы работы психики с позиций теории систем и информации, в результате чего ее основатель Аушра Аугустинавичюте открыла модель информационного метаболизма психики.

Эти два направления в науке о человеке развивались в один и тот же период времени – последней трети прошлого столетия – и независимо друг от друга пришли к схожим результатам: образы базовых перинатальных матриц, описанные Станиславом Грофом, поражают своим чрезвычайным сходством с теми информационными аспектами, которые в соционике называют ценностями квадры [5; 6; 9].

В рамки современной научной парадигмы, по словам самого С.Грофа, вписываются только переживания определенного периода. «Революционный потенциал данных, полученных в ходе современных исследований сознания, меняется, видимо, с уровнем наблюдения. Так, переживания биографической природы не оказывают серьезного давления на установившиеся способы мышления и могут требовать лишь небольших поправок в существующих теориях. Перинатальный опыт требует более серьезных изменений в теории, но, вероятно, и его можно ассимилировать без радикального сдвига парадигмы» [9, с.82].

Холотропные (голографические, целостно-объемные) образы и трансперсональные переживания выходят за пределы научных исследований сегодняшнего дня. Возможно, в будущем мы получим очевидные доказательства, свидетельствующие о достоверности состояний, в которых пациенты С.Грофа ощущали себя частью Вселенной или видели свои прошлые воплощения. По его мнению, «переживания, преодолевающие пространственные барьеры, вполне согласуются с теорией информации и теорией систем. Этот подход дает картину мира, в котором границы произвольны, плотной материи не существует, а самую главную роль играет паттерн. Хотя проблема сознания не обсуждается здесь явно, допустимо говорить о ментальных процессах у клеток, органов, низших организмов, растений, экологических систем, социальных групп или всей планеты» [9, с.85].

С точки зрения теории систем, информация воспринимается всеми объектами, существующими во Вселенной – начиная от атома и молекул и кончая человеком. В этом смысле можно говорить о наличии психики, например, у амебы.

Выдающийся польский психиатр, философ и мыслитель А.Кемпинский, автор термина «информационный метаболизм», отмечал, что «в непрерывном обмене энергией и информацией с окружающей средой (метаболизм энергетический и информационный), каждый живой организм, от простейшего до самого сложного, стремится сохранить свой собственный порядок. Утрата этого порядка равнозначна смерти, являя собой победу второго закона термодинамики (энтропии). Вопреки видимости постоянства живой системы ни один атом в ней не остается тем же самым; через относительно короткое время он заменяется атомом из внешней среды. Постоянной остается только структура, своеобразный порядок, специфический для данного организма. Это своеобразие, или индивидуальность, относится к порядку на уровне биохимическом (своеобразие белков), физиологическом, морфологическом, равно как и на уровне информационном» [13, с.34]. Концепцию информационного метаболизма живого организма как системы А.Кемпинский по умолчанию экстраполирует на организм и психику человека, миллиарды корковых клеток которого «обеспечивают невероятное богатство способов информационного обмена с окружением» [13, с. 40].

Таким образом, информационный метаболизм представляет собой связующее звено между любыми информационными системами - от каждой клетки «в форме ее способности принимать сигналы из окружения и реагировать на них» до психики человека, которая получила скачок в развитии благодаря развитию второй сигнальной системы.

«Как на стадии развития зародыша под воздействием материнского организма повторяется биологическая история человека как вида, так в раннем возрасте под воздействием чаще всего той же матери повторяется история развития психики, история становления человека как индивида. Только после этого начинается история личности и ее индивидуального опыта», - писала А.Аугустинавичюте [1, с.113].

Важно выяснить: в какой момент мы начинаем иметь дело не с информационным метаболизмом плода как любого живого организма, а с психическими явлениями, которые способны подвергать информацию селекции, другими словами – с информационным метаболизмом психики человека.

Когда именно это происходит?

Анализ перинатального опыта психики человека, основанный на исследованиях С.Грофа и методах соционики и психологии позволяет предположить, что роды – это переходный этап в развитии и трансформации психики человека, отражающий динамику ее развития от реакции по принципу «стимул-реакция», свойственной простейшим организмам, к предметному отражению действительности, иными словами, превращение физиологического отражения в психическое. Человеку «недоступно знание природы досознательной психической предрасположенности, позволяющей ребенку реагировать по-человечески, - писал К.Г.Юнг. – Можно лишь предположить, что поведение последнего связано с паттернами действия, которые я описываю как образы. Термин «образ» выражает не только форму действия, но и типичную ситуацию, в которой данное действие проявляется»[22,с.213].

В перинатальной психологии не последнее место занимает проблема психологического статуса ребенка до его появления на свет. Отечественная школа психологии (А.Н.Леонтьев) критерием наличия психики считает появление чувствительности, которая определяется как элементарная форма психического отражения внешней объективной действительности. Чувствительность принципиально отличается от раздражимости – способности любого живого организма реагировать на непосредственное внешнее воздействие. Поскольку в пренатальный период развития у плода готовы все механизмы жизнеобеспечения, то у него отсутствует и сама необходимость психики, для возникновения которой необходима активная поисковая деятельность, которая приводит к открытию объективных связей и отношений - то есть, по А.Н.Леонтьеву, к «отражению предметному» [14].

Медицинские исследования показали, что плод, находящийся в утробе матери, реагирует на сигналы из внешнего мира, однако свидетельства реагирования плода на абиотические раздражители (курение или печальные мысли матери, например) находят объяснение на физиологическом уровне (изменение гормонального состава крови при намерении закурить или появление гормонов, соответствующих переживанию матери).

Исходя из деятельного подхода к психике, «мы вынуждены признать, что нет достаточных оснований говорить о функционировании психики в пренатальный период развития ребенка. Альтернативные позиции строятся исходя из иных представлений о сущностях психического и критериях его существования, - к такому заключению приходит психолог Е.И.Захарова [11, с.7].

Именно к поискам «других критериев» и призывают трансперсональная психология Грофа и соционика. Первая выносит на первый план идею холотропного (целостного) подхода к психике, вторая – принцип информационного метаболизма. Точка их пересечения - целостное запечатление и сохранение на всю жизнь первичной информации в психической матрице.

Принятие идеи сохранения информации в разных системах (носителях) примиряет разные точки зрения на природу психического и помогает разрешить противоречие между разными научными парадигмами. Сегодня любому школьнику известно, что мы живем в век информации и расцвета информационных технологий, когда одно и то же сообщение может быть сохранено в носителях любых форматов. В широком смысле информация – это отражение в системе процессов, проходящих в другой системе. Взгляд на психику как на информационную систему переносит образы перинатальных матриц в плоскость современной научной мысли.

Трансперсональная психология С.Грофа выражает более обобщенный взгляд на психику, выделяя четыре основных паттерна первичного психического отражения. Соционика, анализируя информационную семантику, позволяет определить и показать, почему именно те ли иные паттерны образуют описанные пациентами С.Грофа образы. В обоих случаях объединяющим моментом служат особенности стадий прохождения родов – перинатальный опыт, который долгое время оставался за рамками прикладных исследований.

Нужно отметить, что основоположники психологии развития с одной стороны обращают внимание на то, что мир младенца есть мир без объектов (Ж.Пиаже) [19] и без связных представлений о них (Л.С.Выготский). В то же время они признают у ребенка в период новорожденности наличие восприятия как «нерасчлененного впечатления о ситуации в целом, где не только не расчленены отдельные объективные моменты ситуации, но не дифференцированы еще элементы восприятия и чувства» [7, с.278].

Но что же это такое – «нерасчлененное восприятие о ситуации в целом»? Если это не деятельность психическая, значит, это не чувствительность. Но и не раздражимость, свойственная любому организму. Что же тогда воспринимается и, главное, чем? И что, собственно, происходит в эти первые месяцы после рождения с психическими процессами?

По П.Я.Гальперину [8], в этот период нет психического отражения, так как деятельность не имеет функционального содержания: характер реагирования новорожденного определяется как физиологический, организм выполняет действия во внешней среде и заинтересован в результатах, которые «действуют лишь после того, как они физически достигнуты». Необходимым фактором психической деятельности П.Я.Гальперин называет образы объекта, которые «предоставляют возможность анализа возможных вариантов действия с целью выбора наиболее эффективного». Одновременно он указывает на то, что живым организмам необходимо получать информацию о состоянии внешней среды, чтобы адекватно на нее реагировать.

Зададимся вопросом: к какой категории отнести это реагирование, на каком этапе оно превращается из физиологического в психическое? Возможно, начало этого процесса приходится на перинатальный период, включающий непосредственно прохождение родов и раннее младенчество – так сказать, младенческий, информационно-матричный период психики.

Действительно, вряд ли стоит ли ожидать от новорожденного способности к созданию образа результата действия, отнесенного во времени. Но разве дискретные характеристики внешнего мира менее важны, чем способность к установлению связей с объектами внешнего мира?

На наш взгляд, психическое отражение не требуется плоду лишь до выбранной нами точки отсчета – начала физиологических родов. С этого рубежа психика начинает формироваться под воздействием первичной информации, отражение которой начинает происходить на новом психическом уровне. Плод пока еще не строит идеальный образ результата своих действий – он их просто совершает. Так психика человека начинает свою самостоятельную жизнь, получив первичную информацию, которая запечатлевается в ней навсегда.

В ситуации родов у плода появляется необходимость в наличии психики, так как возникает непостоянство отношений между субъектом и объектом, нарушается физиологический симбиоз, в котором плод был заинтересован ранее. Теперь у плода новая задача – рождение, и плод становится младенцем. Эффективность действий в новой ситуации определяется свойствами психики, типом интеллекта. На информационном уровне реальные «пробы и ошибки» остаются в зарождающейся психике навсегда, что подтверждается результатами многолетних исследований и опытов С.Грофа.

В перинатальный период для старта психического развития достаточно реакций на внешние воздействия. Согласимся: у плода нет «активного» поиска связей, но это не значит, что отсутствует их пассивное восприятие или они не значимы. Напротив, в перинатальный период реакции на внешние воздействия не просто чрезвычайно значимы для его развития – они жизненно важны.

Плод только начинает учиться ориентироваться в вещной среде, физиологическое отражение начинает обретать характер телесности, сигналы извне начинают обретать информационный характер. Как иначе объяснить чрезвычайную значимость подсознательных образов («нерасчлененные впечатления о ситуации в целом»!) для личности, которые выходят на поверхность из архетипических глубин у пациентов С.Грофа?

БПМ и ценностные аспекты информации

Некоторые соционики придерживаются той точки зрения, что ТИМ образуется в момент зачатия. Информационная модель, паттерн, существовавший ранее, закладывается в конкретный эмбрион, а затем появляется на свет человек с определенным типом информационного метаболизма.

«Научные исследования в области перинатальной психологии, - пишет В.Д. Ермак, - позволят ближе подойти к пониманию того, что мы называем психикой человека, внесут гармонию в жизнь человеческого общества» [10]. Он обращает внимание на тот факт, что информация накапливается в памяти ребенка, характер прохождения беременности влияет на его психику, механизм деятельности которой на клеточном уровне исследован еще пока недостаточно.

Работы социоников, посвященные механизму формирования типа информационного метаболизма, большое внимание уделяют вопросам наследственности, особенностям работы головного мозга, влиянию расположения генов на иерархию психических функций и соционический тип человека, а также возрастному наполнению психики, доминирующему настрою матери в период беременности [12; 16; 18; 20].

Однако если на психику оказывает влияние, например, музыка, которую ребенок слышит, находясь еще в утробе матери, то такое глобальное событие, как роды, по своей информационной значимости может сравниться только со смертью как важнейшим этапом в физическом существовании человека. Не случайно, кстати, образы БПМ и воспоминания о появлении на свет, как правило, смыкаются с представлениями о смерти, перед лицом которых человек обретает как личностную целостность, так и осознание конечности своего бытия. Если в период родов активируется информационная матрица психики, происходит трансформация и рождение психики индивида, то смерть означает стирание информации на матричном уровне. Психическая жизнь индивида на этом этапе заканчивается, физиологические процессы останавливаются, т. е. нет ни психического, ни физиологического отражения, так как живые клетки прекращают свое существование.

Пациенты С.Грофа, имевшие перинатальные переживания, испытали глубокое потрясение, сопровождавшееся кризисом и переоценкой ценностей, поскольку перинатальный уровень бессознательного отражает пересечение коллективного и индивидуального бессознательного. Основой для описания образов и переживаний БПМ служат так называемые системы конденсированного опыта (сокращенно СКО), которые чаще всего связаны с конкретными аспектами рождения и представляют собой общий принцип, действующий на всех уровнях психики.

По С.Грофу, СКО – это самые разнообразные воспоминания и переживания, которые могут быть объединены «сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивными телесными ощущениями одного и того же типа или какими-то другими общими для этих воспоминаний важными элементами» [9, с.115]. Это описание СКО как важных объединяющих элементов наталкивает на мысль об их сходстве с информационными аспектами, которые определяли переживания того или иного перинатального опыта.

Понятие квадральных ценностей в соционике позволяет взглянуть на ценности личности через призму их аспектной структуры.

«То есть предмет квадральных ценностей, - пишет И.Ю.Литвиненко [15], - представлен совокупностью четырех аспектов, обрабатываемых блоками ЭГО и СуперИД в ТИМах квадры. Напротив, остальные четыре аспекта (блоки ИД и СуперЭГО ТИМов квадры) в качестве предмета ценностей отвергаются».

Ценности квадры – это ось сознания и подсознания, определяющая информационную целостность личности носителя ТИМа, дающая чувство принадлежности к единому информационному полю квадры, они служат ориентиром в море глобальных информационных потоков. Ценности квадры – это информация по тем аспектам, наличие или отсутствие которой является значимым, важным для ТИМа. Информация по этим аспектам может быть как положительной, так и отрицательной – от этого значимость ее не становится меньше. Расположение ценностных аспектов в вербальных блоках модели А подчеркивает их коллективный характер, определяющий принадлежность к группе (а в данном случае – к квадре).

«Что дают человеку квадры? – задается вопросом и сама дает на него ответ А.Аугустинавичюте. – Защиту активности, идеальные условия для самореализации. Там, где все активны и от этой в собственной квадре признаваемой активности чувствуют удовлетворенность, нет ни застоя, ни вспышек агрессии [3, с. 547].

Квадральные ценности сквозной нитью проходят через внутренний мир и социальную жизнь типа и отражают наличие или отсутствие значимого информационного обмена в соционе. Квадральные ценности интегрируют личность ТИМа с соционом, так как определяют ценностные ориентации личности, в основе которых лежит интерес и принятие той информации, которая представляет картину «я о социуме» и «я о другом» [2, с.531], а также формирует дух квадры. «Невозможно войти в социум без посредничества собственной [дуальной] диады или квадры», - отмечала А.Аугустинавичюте [2, с.483].

Попадая в информационное поле, определяющее ценности квадры, человек испытывает чувство информационного комфорта, порой по неизвестной для него причине стремиться окунуться в него снова, чтобы пополнить информационные запасы и утвердить главные информационные маяки реального мира или скрыться от неблагоприятной информационной среды. Это общее информационное поле квадры может формироваться на уровне ближайшего круга общения (семья, дружеская компания, рабочий коллектив), на уровне социума (государственная система, идеология), философских направлений, научных идей, религии, искусства и т.д.

С другой стороны, квадральные ценности цементируют структуру модели информационного метаболизма, они неотделимы от понятия целостности личности, выражают связь между показателями зрелости личности, принятыми в психологии (потребности), философии (ценностные ориентации) [21] и соционике.

Открытие базовых перинатальных матриц (БПМ) проливает свет на ранее покрытые мраком тайны человеческой психики, на скрытые механизмы ее работы. Поразителен сам факт, что на самом дне нашей памяти сохраняется информация о наших первых шагах в этот мир. Обнаружилось всего четыре модели, четыре способа перехода человека из состояния симбиоза с матерью в самостоятельную жизнь. Неужели всего-навсего четыре матрицы способны формировать неисчерпаемые богатства человеческой индивидуальности? А ведь эти же четыре матрицы, согласно исследованиям С.Грофа, проявляют себя и на уровне социальном.

Остановимся на рубеже, который в большей или меньшей степени доступен нашему сознанию и не выходит за рамки традиционных научных представлений, а именно – на влиянии процесса и стадии родов человека на систему взглядов, которые в соционике получили название духа квадры. В этой точке наблюдается определенное совпадение трансперсональной психологии и соционики.

Здесь важно отметить, что роды – это не отражение исключительно биологического процесса. Глубина переживаний, отраженных в воспоминаниях перинатального опыта, «выходит за рамки биологии и несет в себе важные философские и духовные измерения», «процесс рождения представляет собой очень удобную модель, применение которой ограничено явлениями особого уровня бессознательного». Воспоминания клиентов С.Грофа – это «подключение к глубоким, подлинно духовным измерениям психики и стихии коллективного бессознательного» [9].

В самом деле, если БПМ соответствуют тому, что в соционике называется ценностями квадры, то в каждом из четырех случаев главную роль играют те аспекты информации, которые эти ценности определяют. Остается прояснить один вопрос: почему представители разных ТИМов хранят в своем подсознании (и даже в сознании) именно ту или иную стадию прохождения родов?

Характер прохождения родов, их физиологические особенности, а также период (или момент?) включения первичного механизма психического отражения, определяют, какие именно аспекты информации обретут для ТИМа значимость, а какие будут редуцированны. Во время родов закладывается информационно-матричный базис, определяющий те аспекты информации, которые на протяжении всей жизни будут представлять для психики конкретного ТИМа ценность вне зависимости от воспитания и конкретного информационного наполнения. В соционике этот информационно-матричный базис называется ценностями квадры.

Для формирования ценностных аспектов важно, в какой момент «включилась» психика плода уже как начинающего свое существование индивида, то есть когда начинается этап функционирования психики как способа отражения вещного мира. Любой врач, следящий за прохождением беременности, умеет рассчитывать предполагаемую дату родов. Однако точное время их начала не берется указать никто: здесь необходимо учитывать взаимодействие двух систем – организмов матери и ребенка.

Если психика начала функционировать в период нахождения в утробе матери, можно предположить проявление БПМ-1, или принадлежность будущего ребенка к первой квадре. Если отражение физиологическое стало превращаться в отражение психическое на второй стадии родов, для которой характерно жесткое взаимодействие с маткой – на свет рождаются представители БПМ-2, или второй квадры. Восприятие информации об активном или пассивном прохождении по родовым путям формирует БПМ-3, или ценности третьей квадры. Соответственно, если психика начинает перерабатывать информацию об окружающем мире на последней стадии родов, когда плод зачастую уже отделен от тела матери, формируется БПМ-4, или ценности четвертой квадры.

Любопытно, что даже блиц-опрос представителей разных квадр подтверждает, что их представление о процессе родов, которые они, как правило, не считают своими воспоминаниями, точно соответствует стадиям и БПМ, описанным в работах С.Грофа.

Меня как представителя третьей квадры поразил тот факт, что в моем сознании роды – это именно тот процесс, который на страницах книги С.Грофа обозначен как БПМ-3. То есть мне даже в голову не приходило, что прохождению по родовым путям, в котором я, по глубокому своему убеждению, принимала не менее активное участие, чем моя мать, на самом деле предшествовали целых две стадии родов. А ведь я сама произвела на свет дочь и имею некоторое представление о том, как это происходит в действительности. Но информация, заложенная в сознание в первые моменты жизни, оказывается монументальнее и прочнее, чем полученные позже знания и жизненный опыт.

Таким образом, можно предположить, что:

1) образы БПМ – это след (импринтинг) первичной информации, которую начинает воспринимать психика плода;

2) ценности квадры формируются в зависимости от того, на какой из четырех стадии родов происходит включение психики в процесс восприятия информации из окружающего предметного мира;

3) формирование конкретного типа информационного метаболизма и включение первичного механизма психического отражения происходит непосредственно в процессе родов и зависит от совокупности факторов: экстравертной или интровертной установки психики, обусловленной индивидуальным поведением плода во время родов, внешних условий и поведения матери, продолжительности родов и т.д. ;

4) первичная информация распределяется на сознательном и подсознательном уровне психики плода в порядке убывания ее значимости (это демонстрирует структура Модели А);

5) в перинатальный период физиологическое отражение превращается в психическое, то есть происходит эволюция и трансформация психики, активация ее информационно-матричного базиса.

Приведенные ниже высказывания разных ТИМов иллюстрируют их представления (воспоминания) о том, как они появлялись на свет (было опрошено 29 человек). Важно отметить, что при опросе не применялись ни гипноз, ни методики, вводящие в транс и т.п. Приведенные примеры отражают информацию, которая хранится в сознании и приходит на ум сразу же после того, как был задан соответствующий вопрос (Что такое роды? Как вы себе представляете процесс родов вообще и своих в частности?). Любопытно, что разговор на тему родов, который затрагивает глубинные психические переживания, наименьший дискомфорт вызывает у сенсорных этиков, а наибольший – у интуитивных этиков. Участники опроса, как правило, сначала оговаривались, что ничего не помнят и не могут сообщить по данному вопросу, а затем, втянувшись в беседу, высказывались в контексте преимущественно тех информационных аспектов, которые отражают ценности квадры. Следует отметить, что рисуночные методики также выявляют квадральные и матричные особенности.

Рассмотрим более подробно взаимозависимость формирования ценностей квадры в процессе родов и базовых перинатальных матриц, описание которых приведем в соответствие с информационными аспектами. Эти аспекты проявляют себя на уровне представлений, речи, поведения как отдельного ТИМа, так и на уровне интегральных ТИМов больших и малых групп, наций, этносов. Помимо ценностных информационных аспектов у ТИМа, как правило, отмечается характер восприятия информации по каналу наименьшего сопротивления (болевой точке).

Приводимые примеры несут исключительно информационную составляющую – безоценочную, объективно констатирующую те или иные явления, и не имеют под собой никакой идеологической, политической, религиозной, моральной и т.д. подоплеки.

ПЕРВАЯ КВАДРА

БЛ ЧИ – система и возможности

БС ЧЭ – гармония и эмоции

БАЗОВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА -1

Плод находится в симбиозе с матерью, поэтому проявляются две стороны процесса совместного существования – благоприятное или неблагоприятное. «Биологическая основа этой матрицы – опыт исходного симбиотического единства плода с материнским организмом во время внутриматочного существования. В периоды безмятежной жизни в матке условия для ребенка почти идеальны, однако некоторые физические, химические, биологические и психологические факторы способны серьезно их осложнить».

БС – СЕНСОРИКА ОЩУЩЕНИЙ

Если плод чувствовал себя комфортно, то в измененном состоянии сознания у пациентов С.Грофа возникали образы Рая, блаженства, мирового океана, а также доброй матери-природы, прекрасной богини, которая хранит покой и дарует жизнь. Человек ощущает себя частичкой единого вселенского бытия, в котором он неотделим от мира всеобщей гармонии.

Если беременность проходит с осложнениями, то плод испытывает дискомфорт, неудобство, боль. Тогда рождаются образы Ада, злой матери, богини, приносящей несчастья, разрушающей гармонию, создающей хаос.

В обоих случаях ощущение физиологического комфорта и гармоничного сосуществования чрезвычайно важно – оно определяет жизненные ценности конкретного типа, вне зависимости от того, в сильной или слабой позиции находится этот аспект в модели ТИМа.

Не исключено, что этим определяется негативизм или позитивизм сенсориков в данной квадре: БСЧЭ (СЭИ), например, мог оказаться в ситуации нарушения гармонии внутриматочной жизни, и потому, чувствуя потребность в полноценных сенсорных ощущениях как для себя самого, так и для дуала, стремится компенсировать их недостаток с помощью эмоциональной подпитки. Вообще ТИМы, имеющие сенсорику ощущений в сильном блоке – БСЧЭ (СЭИ) и ЧЭБС (СЭЭ), – способны оказывать поддержку дуалам –ЧИБЛ(ИЛЭ) и БЛЧИ (ЛИИ), которые нуждаются в этом, так как не могут удовлетворять свои сенсорные потребности и решать проблемы самостоятельно.

Позитивные аспекты БПМ-1, отражающие блаженное состояние ребенка в утробе матери, связаны с образами спокойствия, удовлетворенности, прекрасными пейзажами, экзотическими птицами, сверканием камней, струями фонтанов или потоков жизни. Представители первой квадры ценят информацию о гармонии и красоте во всех ее проявлениях; эпикурейские радости жизни: комфорт, вкусную еду, отдых на песчаном пляже у теплой морской волны, посиделки у костра или на уютной кухне и т.п.

Негативные аспекты ассоциируются с образами загрязненных потоков и враждебной или зараженной природной среды, нахождение в условиях которой представляет угрозу для жизни. Первая квадра предпочитает чистую экологию планеты, человеческого жилища, дома, в котором немаловажную роль играют материалы, из которого он построен – предпочтение отдается натуральному дереву, чистой почве и воде, замкнутому жизненному циклу в пределах данной системы.

«Я в темнице, мне нужно наружу. Тесно, не хватает пищи… На определенном развитии зародыша исчезает запас питательных средств, наступает время, когда нужно питание извне, солнечный свет, кислород. С кровью проходит кислород, но его недостаточно… Внутри он головастик, человек же тоже в водном пузыре сидит. Голова большая, и движения не координированные» (ЧЭБС).

ЧЭ – ЭТИКА ЭМОЦИЙ

Гармоничные или дисгармоничные условия пребывания в утробе матери порождают либо положительные, либо отрицательные проявления энергии поля плода. В обоих случаях эмоции, отражающие радость, счастье гармоничного бытия, и эмоции, отражающие страх, ужас перед «злой маткой», окружающим миром, играют ведущую роль в формировании ТИМа. Разница заключается лишь в том, в каком блоке модели информационного метаболизма они будут проявлены – сильном или слабом.

Сенсорика ощущений в этой матрице неразрывно связана с энергией поля, или этикой эмоций – эти аспекты объединены в единый блок. Чувство радости бытия, энергия должна быть направлена на создание и поиск новых путей развития, достижение или укрепления гармонии существования. Охваченность экстатическим чувством (океанический экстаз), восторг перед бескрайним совершенством мироздания характерны для переживаний БПМ-1. Для достижения гармонии необходимы изрядные энергетические затраты.

Представителями первой квадры ценятся сильные чувства, страсти, переживания, теплая дружеская атмосфера, они любят веселье, хорошую шутку, праздники, фейерверки и т.п.; смотреть мульфильмы (невзирая на возраст), комедии; в то же время уважение вызывают сильные страсти и чувства. «Для некоторых людей выход на свет – это праздник, работа, труд, ведь приспосабливаться к жизни надо!» (ЧЭБС)

«Этот момент – это ощущение счастья!» (БЛЧИ)

«Есть такое выражение, что человек рождается – и начинает плакать, а когда умирает, то слегка улыбается». (БСЧЭ)

ЧИ – ИНТУИЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Положительная или отрицательная энергия, порождаемые гармоничным или дисгармоничным состоянием плода в матке, рождают предчувствие неисчерпаемых возможностей бытия. Для БПМ-1 свойственно отсутствие границ и препятствий, образы водных форм жизни или межзвездного пространства, чувство мистического единства.

Комфортное или дискомфортное сосуществование с организмом матери рождает чувство защищенности, приводит к ожиданиям новых возможностей, которые возникают в этой среде существования, или чувство страха, растерянности, неуверенности, которое вызывает неизведанный новый мир (что в большей степени свойственно сенсорикам этой квадры). Избыток или недостаток гармонии компенсируется безграничными возможностями – сильная интуиция возможностей образует противовес малому чувству блаженства в утробе матери. В обоих случаях варианты будущего существования предчувствуются в контексте единства человеческого существа и Вселенной.

Можно предположить, что положительная сенсорика ощущений способствует возникновению положительного поля, или эмоций, в детском блоке, стимулирует видение перспективных возможностей (ЧИБЛ). Слабое эмоциональное восприятие мира требует усилий по созданию комфорта, что приводит к экспертному видению несовершенства системы (БЛЧИ), для устранения которых должны быть найдены возможности. На этой же волне возникает интерес к научной фантастике, необъяснимым явлениям, многообразию форм жизни, других миров, вселенных и т.п.

«Роды – это большой подарок миру, что-то глобальное, космическое происходит. Ребенок сам рождается. Он где-то там, в космосе» (БЛЧИ)

«Человек рождается – у него все заранее заложено в голове. Какой он будет, кем он будет, как будет общаться с людьми» (ЧЭБС)

«Судя по тому, как я отношусь к жизни, уже тогда я оценивала, что мне надо вперед, чтобы увидеть, как оно там, что там» (ЧЭБС)

«У меня страх. Я бы не спешила вперед, не такой сильный страх, но во всяком случае не радостно «вперед-вперед». Тут так хорошо, все славно, и вдруг момент растерянности, плакать, радоваться – не понятно» (ЧЭБС)

«Роды – смена обстановки, увидеть что-то новое. Там темно и тесно, нет у меня возможности двигаться, а тут попадаешь в огромный мир. Мне это уже интересно» (БЛЧИ)

«Мама будет рядом. Она тебя защитит. Не страшно. Я слышу, все разговаривают, я появлюсь - а мама там» (ЧЭБС)

БЛ– СТРУКТУРНАЯ ЛОГИКА

Поскольку плод находится в симбиозе с материнским организмом, происходит равноправное взаимодействие обеих систем, вне зависимости от того, безмятежно ли внутриматочное состояние, или гармония симбиоза нарушена. Возможно, здесь находятся корни демократизма первой квадры: чувство единения и ожидание возможностей распространяется на все возможные системы. Причинно-следственные связи выстраиваются вокруг важнейшей ценности – гармоничного бытия в мире.

Если гармония – это изменяющаяся ценность, возможность обретения которой реальна, к которой следует стремиться, значит, она должна быть реально достижима и для всех других систем.

А если гармонии нет, то необходимо найти возможности и выстроить систему или алгоритм ее обеспечения. Здесь возможно либо стремление к справедливости и равноправию, поддерживаемое эмоциями и умением создать комфорт окружающим, либо активное систематическое творчество.

Представители первой квадры ценят систему общественных и межличностных отношений, которые предоставляют всем равные возможности, сам человек представляется системой, равноправной другим системам, вплоть до вселенских.

«После того как я родила ребенка, я поняла, что смысл жизни – вот он, он на самом деле существует. Знаете, как «Эврика!» Решилась жизненная задача, которая долго решалась, решалась, и вот пришел ответ» (БСЧЭ)

«Я очень связана с космосом! Для меня это не просто темнота, а пространство, где есть жизнь, свои законы, «обычаи». Я не могу сказать почему, но я это ощущаю» (ЧЭБС)

ДРУГИЕ АСПЕКТЫ

Достижение вселенского единства и гармонии невозможно насильственным путем, волевым усилием, однако необходимо рационально использовать время, чтобы сократить путь к цели. Поэтому волевая сенсорика (ЧС) не является жизненной ценностью для первой квадры, а время (БИ) рассматривается только как средство достижения наиболее реальной возможности. Конкретные действия (ЧЛ) в нужном направлении требуют хороших отношений (БЭ) – но возможностей так много, а времени так мало, что до этого руки не доходят.

Поскольку БПМ-1 соответствует первому, начальному этапу родов, то все возможности относятся на счет другого пространства, ибо пространство внутри матери – это лишь отправной пункт. Не здесь, но где-то там, вдали, не сейчас, но когда-нибудь потом, доверившись своим предчувствиям, мы достигнем гармонии, которая сопутствует нам здесь, или к которой мы должны стремиться, потому что здесь ее пока нет.

Позволю себе высказать предположение, что у представителей первой квадры психика начала воспринимать информацию извне, еще находясь во чреве матери, на стадии, предшествовавшей эмпирическим родам. Скорее всего, это именно они слышат музыку, голоса родителей и т.п. Рисунки БПМ-1 часто изображают младенца внутри сферы, которая парит в космосе или плывет внутри мирового океана.

«На самом деле ничего хорошего нет. Внутри хорошо, уютно, спокойно, а снаружи проблемы сплошные» ЧЭБС

«Роды – это когда я лежу себе вот так и мне хорошо! – говорит ЧЭБС и показывает жестом и пластикой тела фигуру, напоминающую свернувшегося младенца в утробе матери. – Позу зародыша помнишь из учебника?»

ВТОРАЯ КВАДРА

ЧС БЛ– воля и порядок

ЧЭ БИ – эмоции во времени

БАЗОВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА – 2

«Этот эмпирический паттерн относится к самому началу рождения, к его первой стадии. Здесь исходное равновесие внутриматочного существования нарушается вначале тревожными эмпирическими сигналами, а затем мышечными сокращениями. При полном развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными спазмами, шейка матки закрыта, выхода еще нет».

ЧС – ВОЛЕВАЯ СЕНСОРИКА

Основной образ и пафос этой БПМ – замкнутое пространство, сжатие, отсутствие выхода, которое довлеет над плодом и представляет для него, с одной стороны, угрозу, с другой – мощный стимул двигаться навстречу неизвестности, навстречу новой жизни. Сознание надвигающейся смертельной опасности имеет осязаемый образ давления извне, которому следует либо подчиниться, либо оказать сопротивление. ТИМы с ЧС в сильном блоке способны проявить открытое сопротивление или творческое умение подстроиться и использовать внешнюю силу в своих интересах. Тот или другой стиль поведения во время родов определяется, видимо, экстравертной ЧСБЛ(СЛЭ) или интроверной БЛЧС (ЛСИ) установкой психики плода. Два других ТИМа - ЧЭБИ (ЭИЭ) и БИЧЭ (ИЭИ) - подчиняются воле обстоятельств и обретают (или проявляют?) свойство, названное в соционике витальностью, то есть уважение к силе, проявленной воле других людей, подчинение более сильным внешним обстоятельствам, давлению, агрессии, ведь иначе не выжить.

Для БПМ-2 характерны картины воронки или водоворота, неумолимо затягивающие внутрь, переживание космического поглощения, образы Ада, спрута, паука, спуска в подземелье, лабиринта. В мифологии этому соответствует начало путешествия героя.

Вторая квадра уважает сильных лидеров, воинов, завоевателей (Александр Македонский, казачество, Петр Первый), приветствуется способность к самоутверждению вопреки неблагоприятным обстоятельствам.

«Я думаю, мы сами родились. Роды были тяжелые, 12 часов и больше мучались: плод-то рвется наружу, все равно же!» (ЧСБЛ)

«Когда плод созрел, организм сформировался, это уже «я». Как это меня родили? Я родился! Волевой акт такой. Роды были тяжелые. мама говорила: ты ещебыл перевернут, шел не головой, а ногами» (БЛЧС)

БИ - ИНТУИЦИЯ ВРЕМЕНИ

Поскольку ситуация невыносима, она кажется безнадежной и бесконечной. Происходит потеря чувства линейного времени, поскольку не видно конца этой пытке, а также способа ее избежать. В условиях непрекращающихся боли и страха особенно актуальной и ценной становится способность переждать, перетерпеть, выждать. С другой стороны, возникает понятие вечности как застывшего времени, так как происходит концентрация на переживаниях данного периода.

Затяжное состояние отсутствия выхода создает почву для эмпирической идентификации с узниками темниц или концентрационных лагерей, со скоплением грешников в Аду, с архетипическими героями вечного проклятия, которым не будет покоя, участь которых – вечная неприкаянность и скитания во времени (Летучий Голландец, Сизиф, Вечный Жид, Тантал, Прометей). Важно подчеркнуть, что хотя боль и является отправной точкой в переживаниях БПМ-2, основной акцент ставится здесь на ее временной протяженности, извечности, нескончаемости.

Во второй квадре ценят великие идеи, готовность отдать за них жизнь, жертвенность (светлое будущее), интересуются историей, мистикой, астрологией.

ЧЭ - ЭТИКА ЭМОЦИЙ

Описанные выше переживания находятся для БПМ-2 в неразрывной связи со страданием, ужасом, страхом. Мотив мученичества, беспомощности, экзистенциального отчаяния и вины смыкается здесь с мотивом вечности. Энергия в ситуации мучительного преодоления является необходимым, высоко ценным ресурсом, без которого выживание невозможно.

Подобно Прометею, который принес с небес огонь людям на земле, за что заслужил вечные муки и забвение, этики второй квадры – ЧЭБИ (ЭИЭ) и БИЧЭ (ИЭИ) не мыслят полноты существования без мучительных страданий, очищающих душу, без кратковременной радости и восторга, которые проявляются в период празднеств, факельных шествий, демонстраций с флагами, когда этап напряженной борьбы сменяется ликованием масс, либо в короткие периоды душевного отдохновения в кругу близких.

На социальном уровне план электрификации страны, печи концлагерей, мистическое обожествление силы огня идеологами тоталитиразма, народные праздники, парады, демонстрации и трудовой энтузиазм, революционный пафос («Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем!») имеют общую архетипическую подоплеку перинатального опыта, который в силу исторических особенностей был экстраполирован на интегральный тип конкретной нации.

«Мне больно, что-то сжимается вокруг! Я там, внутри, живой ребенок – и уже плачу! Буду плакать, пока меня оттуда не выпихнут!» (Так описывает свое появление на свет ЧЭБИ).

БЛ– СТРУКТУРНАЯ ЛОГИКА

В условиях сжатия, спазмов матки плод ощущает свою целостность и взаимодействие с внешней силой, которая угрожает ему и вызывает боль. Теперь симбиотическое равновесие двух систем нарушено, так что говорить о равноправных возможностях не приходится, – идет борьба, обусловленная логикой момента.

Однако представители второй квадры изначально принимают иерархию как данность, как одну из краеугольных ценностей бытия. Принадлежность к одной, как правило, замкнутой системе соответствует пониманию основных принципов мироздания, общества, коллектива, семьи. Упорядоченность мироустройства и социума облегчает существование, вносит ясность в быт и понимание «своеобразия текущего момента» – в такой ситуации положение «колесика» и «винтика» социального механизма не является ущемлением прав, а наоборот – способствует стабильности, ибо это уже определенность, ясность.

Эта особенность называется в соционике аристократизмом, то есть чувством принадлежности к определенной системе: государственного устройства, образа мысли (мировой социалистический лагерь, два мира - две морали).

У логиков второй квадры в блоке Эго волевая сенсорика (ЧС) неразрывно связана со структурной логикой (БЛ), поскольку необходимо либо разрушить старую систему, которая мешает рождению, либо выстроить новую, которая будет соответствовать поставленным задачам. В любом случае системный подход к окружающему миру, осознание его закономерностей являются необходимыми, иначе наступит хаос. Отсюда лозунги типа «Мы наш, мы новый мир построим», «Кто был ничем, тот станет всем!», идеология Железного занавеса, образ внешнего врага, чудовищное идейное родство фашистов, уничтожавших тех, кто выходил за рамки системы, в концлагерях.

«Я считаю, что сознания там нету. Ни сознания, ни памяти, тут надо абстрагироваться. Мое сознание в тот момент не работало» (БЛЧС)

«Все должно быть по плану, в свое время. Должен момент наступить» (ЧСБЛ)

ДРУГИЕ АСПЕКТЫ

Несмотря на то, что боль и телесные мучения (БС – сенсорика ощущений) со всей яркостью проявляются в БПМ-2, этот аспект не относится к ценностям второй квадры, поскольку, как уже говорилось, акцент здесь смещен на вечные страдания, а боль – это то, что необходимо перетерпеть ради идеи будущего. Подавленная сенсорика ощущений в условиях страны с интегральным ТИМом БИЧЭ создала символ нерушимой вечной системы в виде законсервированного тела вождя в Мавзолее на Красной площади.

Интуиция возможностей (ЧИ) парадоксальным образом тоже не относится к квадральным ценностям, так как выход отсутствует в буквальном смысле, что вызывает ужас перед неизвестностью:

«Страх какой-то. Неизвестно, что тебя ждет» (ЧСБЛ)

Выход возможен только один – иными словами, выбор сведен к одной альтернативе – свобода или смерть. Задачей квадры является создание системы – то есть многообразие идей, характерное для первой квадры, сменяется одной или несколькими идеями, которые признаны единственно верными («Учение Маркса всесильно, потому что верно»).

Этика отношений (БЭ) и деловая логика (ЧЛ) подразумеваются сами собой, если они подчинены, вписаны в рамки системы, не противоречат ей. Так, труд с целью наполнить закрома Родины или финансовая поддержка братских (БЭ) зарубежных компартий в целях укрепления идеи коммунизма одобряется и принимается социумом как должное. А вот стремление выделиться, заработать побольше, спекуляция – это нарушение устоявшихся производственных отношений и моральных норм. Этика подчиняется идее строительства нового общества, ради которого можно привлечь для разборки семейных проблем общественные организации.

ТРЕТЬЯ КВАДРА

ЧС БЭ – воля и душа

БИ ЧЛ – время действовать

БАЗОВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА – 3

«На этой стадии сокращения матки продолжаются, но в отличие от предыдущей стадии, шейка матки теперь раскрыта, и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, часто высокая степень гипоксии и удушье».

ЧС – ВОЛЕВАЯ СЕНСОРИКА

Переместившись из матки в родовой канал, плод сталкивается с необходимостью приложить собственные усилия для того, чтобы продвигаться вперед. На первый план выходит элемент титанической борьбы, приложения неистовых сил. Возникают образы землетрясений, ураганов, извержения вулканов, ядерных взрывов, войн, схваток с дикими зверями, освоения новых земель, космических битв с участием ангелов и демонов. Весь мир представляет собой обширное поле битвы, и именно здесь должны быть проявлены либо способность брать на себя львиную долю участия в борьбе, самостоятельно сражаться с мощными внешними силами, либо сдаться на милость победителя и принять с уважением и смирением его превосходство. Осознание значимости, важности событий, происходящих на конкретной территории, предполагает способность взять на себя ответственность (ЧСБЭ (СЭЭ) и БЭЧС (ЭСИ)), либо сдаться на милость победителя и признать силу обстоятельств (БИЧЛ (ИЛИ) и ЧЛБИ (ЛИЭ)).

Граница территорий двух миров – тело матери и будущее самостоятельное бытие – становится в буквальном смысле осязаемой, вызывая тип переживаний «вулканического экстаза» по контрасту с «океаническим экстазом» космического единства. Участник этого действа одновременно и жертва, и хозяин положения. Картины этой сложной матрицы усложняются смесью агрессии со стороны женской репродуктивной системы и яростной реакцией плода на удушье. Картины пыток, казней, изнасилований переплетаются с сексуальной составляющей процесса.

Третья квадра интересуется катастрофами, катаклизмами, разрушительными войнами – «Звездные войны», пожары в небоскребах, «Если наступит завтра», «Титаник», «Молчание ягнят» и.т.п. – в условиях которых нужно проявить твердость духа.

«Роды? Это когда я изо всех сил пробиваюсь вперед. Спокойно так, не спеша. Я вообще родилась на три недели позже, не хотела вылезать». (ЧСБЭ)

«Я глубоко уверена, что принимала в этом самое активное участие. Вместе с мамой . Не меня родили, а я именно рождаюсь» (ЧСБЭ)

«Туда обратно не залезешь, ясно, что тебя выбросили в другую среду. Выбросили – надо шевелиться, спал, а теперь проснулся. Двигаюсь, но ощущаю, что поток меня выносит. Сконцентрирован на выживании! Борьба за жизнь! Лишь бы в потоке не задохнуться! Как будто выползаешь из затопленного корабля». (ЧЛБИ)

«Роды в жидкой среде проходят, в горловине между Сциллой и Харибдой. Поток лавы какой-то идет, потом сужается в воронку, что-то раскаленное, горячее. И потом выброс. Цвета желто-красно-оранжевые…» (БИЧЛ)

БЭ – ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ

В условиях яростной борьбы организмов матери и ребенка возрастает роль взаимодействия полей этих участников процесса. Если в двух первых двух матрицах первостепенное значение обретают энергетические заряды разных объектов, то теперь акцент переносится на взаимодействие энергетических полей.

ЧСБЭ (СЭЭ) стремится проявить свою волю, одновременно учитывая, что он не один, т.е. необходимо согласовать свою волю с наличием другого объекта, не повредить его. БЭЧС (ЭСИ) исходит из внутреннего понимания, что он зависит от внешних сил, возможно, более сильных, чем он сам, но стремится подстроить проявление своей воли исподволь, творчески, по ситуации. Возможно, поэтому первый ставит более масштабную, стратегическую задачу. Второй реагирует непосредственно на изменение ситуации в зависимости от конкретного проявления отношений между объектами.

Взаимоуважение, принятие другой системы как партнера перед лицом смертельной опасности, духовная стойкость, нравственный долг, то есть сочетание волевой сенсорики с этикой отношений высоко ценятся представителями третьей квадры.

В то же время биологические особенности этой стадии родов, когда плод вступает в контакт с экскрементами и кровью матери, формируют противоречивые критерии и оценки нравственного падения и духовного возрождения.

С одной стороны, проявляется элемент огня, который способствует духовному очищению, возрождению, а чистота нравственная и физическая не отделяются друг от друга. С другой – философское осмысление природы Добра и Зла, характерное для этиков третьей квадры, способно привести к низвержению и поруганию установившихся норм нравственности и морали.

Отсюда образы Шабаша ведьм, сатанинских оргий, ритуалов искушений и искаженного духовного порыва. Многоплановость этических подходов и оценок словно проверяет человека на этическую прочность в самых ужасающих проявлениях, граница двух территорий обнажает противоречивость и субъективность взаимодействия полей различных объектов, то есть людей. Кроме того, и оргии, и шабаш – это наглядное проявление нравственного разложения, без которого невозможно оценить подлинность духовного преображения. Полярность этических подходов к человеку: от примитивной дидактики до извращения Святого писания.

Нравственные поиски и переосмысление религиозных ценностей, сопоставление их нравственных принципов, ревизия морали современного общества в творчестве Л.Толстого привели к тому, что автора отлучили от церкви. Интерес к вопросам Добра и Зла: голливудские фильмы об Антихристе, Армагеддоне, эклектизм и переизбыток религиозных направлений, свойственные США.

ЧЛ – ЛОГИКА ДЕЙСТВИЯ

БПМ-3 принципиально отличается от предыдущих состояний безвыходности. Здесь плод уже не беспомощен, а «принимает активное участие в происходящем», он действует наравне с матерью, предчувствуя, что его борьба «имеет определенную направленность и цель».

Целесообразность действий, имеющих конкретную цель, ценится высоко, причем эта ценность возрастает в контексте времени. Бездействие в условиях этой стадии родов, особенно если воля находится в подавленном состоянии, становится смерти подобным. И наоборот: активность, эффективность реакций на воздействия извне, поиск наиболее оптимального направления деятельности необходимы в этом случае для выживания.

Интуиты третьей квадры либо творчески используют время ЧЛБИ (ЛИЭ) в целях немедленной реализации, либо дожидаются наступления нужного для реализации дела момента БИЧЛ (ИЛИ). Для них польза дела представляет не меньшую важность, чем соблюдение нравственных норм. Сюда же относятся идеи свободной конкуренции, соревновательность, права человека как реальная возможность (американская мечта, общество потребления). Логика действия становится основой реализации демократизма этой квадры.

«Роды как процесс – это разрешение от бремени. А если как личное восприятие, то все само собой произойдет, сам я никаких действий не предпринимаю» (БИЧЛ)

БИ – ИНТУИЦИЯ ВРЕМЕНИ

Героические усилия плода подчеркивают особую значимость каждого момента борьбы, напряжение достигает таких высот, что граница между рождением и смертью становится почти неразличимой. Чувство течения времени, своевременности, ритма происходящего, ощущение конечности процесса в этих условиях необходимы: дорога каждая минута, каждая секунда, так как может не хватить сил балансировать на грани жизни и смерти («Время не ждет!»).

Смерть или возрождение в биологическом и духовном смысле в БПМ-3 неразрывно связаны, даже секс здесь сочетается со смертью, опасностью, побуждением к самоуничтожению. Время воспринимается как показатель переломного момента в борьбе, который приводит к обновлению, а также начало новой эпохи существования. Феникс – символ движения, перехода в новое состояние, символизирует возрождение, которое следует за смертью.

Поскольку титаническая борьба сплавлена с идеей разрушения, то время превращается в категорию философскую, через призму которой все ужасы и удовольствия в мире обретают относительную ценность. Ибо, как известно, «ничто не вечно под Луной», и «всякой вещи свое время».

«Впереди что-то есть, и надо побыстрее делать что-нибудь, чтобы успеть выбраться!» (ЧЛБИ)

« Меня мама трое суток рожала, все никак не могла родить. А я, видно, не спешил особенно, дожидался чего-то… Я в теплой утробе был, потом в какой-то момент пошел и застрял. А потом стал выжидать. Это застревание и ожидание в тисках затянулось…В какой-то момент я вдруг рванулся и выскочил». (БИЧЛ)

ДРУГИЕ АСПЕКТЫ

Подобно тому, как это происходит в БПМ-2, сенсорика ощущений (БС) проявляет себя ярко, но не является ценностной категорией. Поскольку физиология данного этапа родов, мягко говоря, нелицеприятна, она служит задаче наиболее выпукло проявить идею нравственного и физического разложения как антитезу возрождению и просветлению.

Отсутствие и демонстративное неуважение к стройной системе (БЛ) взглядов и отношений, субъективный подход к категориям нравственности, пренебрежительный подход к ритуалам, надругательство над святынями отражают демократизм квадры в сфере человеческой деятельности и отношений. Строгих критериев и авторитетов здесь не существует, а принципы легко трансформируются в противоположные.

Энергетические затраты (ЧЭ) в борьбе за жизнь столь высоки, что сил на бурное веселье, которому отводилось бы специальное время, не остается, поэтому ироничного тона в процессе работы достаточно, он вполне уместен. Возможности (ЧИ) имеют значение только в применении к практической деятельности, так как, схожим с БПМ-2 образом, ограничены поставленной задачей, которая должна быть осуществлена здесь и сейчас.

ЧЕТВЕРТАЯ КВАДРА

ЧЛ БС – польза и комфорт

ЧИ БЭ – творчество в отношениях

БАЗОВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА – 4

«В этой последней стадии мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация».

БС – СЕНСОРИКА ОЩУЩЕНИЙ

На заключительной стадии родов впервые после длительного периода темноты ребенок сталкивается с ярким светом. Находясь буквально на пороге новой жизни, «индивид ощущает приближение катастрофы огромного размаха».

После опыта почти полного уничтожения новорожденный видит ослепительно белый свет, который в перинатальных воспоминаниях описывается как сверхъестественно яркий и прекрасный. БПМ-4 – это опыт смерти и возрождения, который имеет иную по сравнению с БПМ-3 окраску. Возникают образы архетипических божеств в сопровождении света радуги, переливов красок павлиньего хвоста, рождается чувство пробуждения после грозы или бури.

Внешний мир теперь кажется прекрасным и безопасным местом, однако чувство прекрасного связано с гармоничным сосуществованием, с реальным миром. Архетипические образы здесь связаны с богами и богинями, чья смерть и возрождение символизируют плодородие – Осирисом, Адонисом, Дионисом, Герой, Кибелой.

Сенсорики четвертой квадры – БСЧЛ (СЛИ) и ЧЛБС (ЛСЭ) – готовы оберегать хрупкую красоту окружающего мира, физиологический ресурс, который необходимо сохранить, чтобы выжить самим и помочь выжить дуалам, любят практичную и эргономичную обувь и одежду, комфортную мебель, послеобеденный сон, интересуются экстрасенсорными способностями.

. Жизнь – вот главное богатство человека. Хранится и ценится информация о выживании после несчастных случаев или выздоровления после тяжелой болезни (о теплой одежде, лекарствах, качественных продуктах питания, хорошем отдыхе); о гармонии с живой природой, чувстве родства с другими творениями, живущими на земле (животными, растениями).

«Я одна. Острое ощущение своего внутреннего пространства и большого внешнего. Ощущение матрешки. Ты – одно, а вокруг другое, большое, светлое. Я внутри, а все вокруг снаружи. Все вокруг новое, много звуков и много света. Было темно, розово, красно, но темновато. Ощущения мамы тоже нет». (БСЧЛ)

«Это что-то круглое, как воздушный шарик, он стягивается в полуспираль, как шарик крутишь несильно надутый, а он вылезает из рук – и ты выскакиваешь». (БСЧЛ)

«Вселенная – это как раз та бесконечность, которая конечна. Доступная нам часть космоса. Сначала был большой взрыв, и она стала увеличиваться со скоростью. Это значит, что мы становимся друг от друга дальше. При этом Вселенная остывает, когда-то остынет и сдохнет». (БСЧЛ)

«Общество никуда не ушло от животной системы. Вся наша мораль базируется на морали животного мира. Если ты принял позу покорности, то тебя более сильный не убьет, смертельный удар не будет нанесен. (БСЧЛ)

ЧЛ – ЛОГИКА ДЕЙСТВИЯ

Плод справился с задачей, поставленной природой, и приход в этот мир требует достижения соответствия внешним условиям, добиться которого можно путем целенаправленных действий: гармонию нужно сохранять и создавать своими руками.

Перинатальные воспоминания БПМ-4 сохраняют подробности реальных биологических событий, а также специальных акушерских приемов, «способе ручного и инструментального родовспоможения», детали «послеродового опыта и ухода за младенцем». Здесь важна согласованность действий с новыми объектами – врачом или медсестрой – ради обеспечения и достижения гармонии с внешним миром.

В четвертой квадре сенсорика ощущений объединяется с логикой действия, и те ее представители, у которых они находятся в сильном блоке – БСЧЛ (СЛИ) и ЧЛБС (ЛСЭ), – неутомимо трудятся ради сохранения и преумножения плодов своего и чужого труда. Каждому необходимо возделывать свой сад, прилагать свое умение к достижению комфорта, недостаток которого в условиях отрыва от материнской утробы ощущается особенно остро. Здесь ценится профессионализм мастерового, садовника, вышивальшицы, строителя, садовника, банкира, хранят и используют все, что сделано умелыми руками.

Представителям четвертой квадры свойственны приверженность групповым интересам, правилам и принципам, которые в основном диктуются необходимостью осмысленных действий в интересах данной группы. Мир – это множество подсистем, сообществ, которым необходимо эффективно взаимодействовать. Отсюда аристократизм закрытого сообщества (чаще – профессионального, по типу средневековых цехов и гильдий мастеровых), группы внутри среды обитания в целях выживания.

«Не уроните меня! Ловите! А то уроните! Ощущение я испытала – вылетаешь из чрева, и руки, которые ниже, чем место, откуда я вылезаю» (ЧЛБС)

«Единственное правило морали – не убивать себе подобных. И в животном мире, и в человеческом обществе выживает наиболее невосприимчивый к агрессии. Тогда он становится доминантой в обществе». (БСЧЛ)

БЭ – ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ

Симбиотическое единство нарушено раз и навсегда, младенец обрел анатомическую независимость, ради достижения которой почти до конца были исчерпаны энергетические ресурсы. Накануне появления на свет переживания достигают такого накала, что в дальнейшей жизни ощущается потребность избегать избыточных эмоций. На первый план выходят вопросы взаимоотношений с другими системами, чтобы выжить в этом мире, необходимо уметь находить комфортные условия взаимодействия.

Эмоциональный крах после «физической гибели, интеллектуального поражения, окончательного морального падения» сменяется духовным прорывом, когда пугающие образы «болота» бессознательного превращаются в дружественные символы материнской любви и заботы – Деву Марию, Изиду, Парвати, Лакшми. Необходимость гармоничных отношений в семье, обществе, в мире осознается во всей полноте, ибо нет возврата к органическому, биологическому единству живого существа со своими родителями.

Этики четвертой квадры – БЭЧИ (ЭИИ) и ЧИБЭ (ИЭЭ)– обретают и стремятся реализовать всю палитру нравственных ориентиров,– от милосердия, доброты, прощения, смирения (Ф. Достоевский) до интриганства, коварства, способности манипулировать другими (Д. Карнеги, Том Сойер), которые помогают человеку выживать в недружелюбном мире. Люди, которые не разделяют схожих представлений о совместном существовании, не допускаются в круг «своих», близких по духу товарищей. Отсюда духовное братство внутри религиозной общины, добровольное служение в армии санитаром или сестрой милосердия (так поступали, например, Великие княжны в годы Первой мировой войны, склонность к закрытым школам (Лицей, элитные школы и колледжи Великобритании), а также внутри семейного клана (героини Ф.Саган - БСЧЛ (СЛИ) - никому не позволяют вторгаться в замкнутый мир их взаимоотношений, готовы защищать его даже ценой жизни). Стихия четвертой квадры – прикладная психология (когнитивно-поведенческая, гештальт-терапия, психодрама).

«Для любого животного стада есть соответственная система иерархии – животное сообщество. Если животное не живет в одиночку. В стаде мартышек привилегированные права передаются детям. Это могут быть дети привилегированной самки, которая заняла самое близкое положение к доминантной особе». (БСЧЛ)

ЧИ – ИНТУИЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Возможности сохранения гармонии видятся представителям четвертой квадры в ином ракурсе, чем представителями первой квадры. Безграничное многообразие жизни равноправных систем недостижимо для тех, кто еще в процессе рождения ощутил свою автономность, отчужденность от других. На возможности здесь настоящий голод, за ними охотятся, поэтому так любят сюрпризы, неожиданности, путешествия, загадочные явления, тайны, сказки, фэнтези, волшебство (книги о Гарри Поттере и т.п.).

В таких условиях, когда нужно действовать совместно со своими единомышленниками в интересах сохранения жизненного ресурса, в первую очередь требуется разнообразие подходов к каждой личности. Способности, талант, новые аспекты личности человека, варианты достижения согласия, духовного роста и преображения, словом, весь спектр человеческих отношений от сватовства до религиозных откровений – такова сфера реализации этиков четвертой квадры.

Всегда должны быть найдены возможности для гармоничного развития личности, должны быть созданы условия для органичного взаимодействия энергетических полей. Только тогда можно во всей полноте наслаждаться существованием. А если произошло ЧП, то оно только полнее и нагляднее проявит душевные качества человека. Интрига – это способ самореализации, выявления истинной человеческой природы (Джулия Ламберт), даже форс-мажорные обстоятельства – это шанс ощутить свою близость и причастность к проблемам других людей.

ДРУГИЕ АСПЕКТЫ

Влияние внешнего мира воспринимается негативно, поскольку напряжение и ужас последней стадии родов достигают своего апогея, и раз и навсегда разрушают эмбриональное блаженство. По этой причине насилие, воля и долг (ЧС) противоречат задачам целесообразных действий в условиях сохранения созданных своими руками ценностей. Эмоциональное и энергетическое истощение (ЧЭ), пережитое во время родов, способствует нивелировке таких понятий, как страсть, страдание, восторг и т.п. Если же они имеют место в действительности, то воспринимаются как явление временное, преходящее. Неспешность и неторопливость (БИ) в делах способствуют достижению наилучшего результата. Целесообразность действий важнее, чем правила, установки, законы (БЛ), которые, впрочем, нет нужды менять без необходимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе ответа на вопросы о том, как они представляют процесс своего появления на свет, участники опроса в первую очередь представляли информацию по аспектам, определяющим ценности квадры. В менее развернутой форме была представлена информация по остальным аспектам модели ТИМа (а иногда и отсутствовала вовсе). Таким образом, перевод образов базовых перинатальных матриц на язык информационных аспектов и анализ высказываний представителей разных квадр позволяет сделать вывод, что в перинатальном опыте импринтируется первичная информация и проявляются основные дихотомии и установки психики. При описании своего представления о собственном перинатальном опыте экстраверты дают более масштабную, панорамную картину происходящего, интроверты – концентрируются на своем внутреннем восприятии событий. Интуиты занимают более пассивную, выжидательную позицию в ситуации взаимодействия с объектным миром, концентрируются на возможностях ее разрешения, сенсорики – на приложенных своих или совместных с матерью усилиях. Этики в большей степени отмечают эмоциональную или отношенченскую составляющую взаимодействия плода с окружающей действительностью, логики – порядок вещей и действий.

Высказывания о родах почти всегда содержат информацию по болевой функции ТИМа (каналу наименьшего сопротивления), причем, как правило, в негативной окраске. Так, БСЧЭ (СЭИ) отмечает, что в новом мире его ждут проблемы (ЧЛ). ЧЭБИ (ЭИЭ) говорит о боли (БС), от которой некуда деваться, БЛЧС (ЛСИ) – об отсутствии выхода (ЧИ), ЧЭБС (ЭСЭ) – о том, что надо торопиться, а то времени мало (БИ). С другой стороны, разговор о родах выходит на рассуждения о космосе, о предназначении человека, о мироустройсЧЭтве.(

Анализ природы аспекта через призму стадий родов проясняет, в чем кроется причина негативизма или позитивизма, статики или динамики, стратегии или тактики, аристократизма или демократизма. Например, позитивное или негативное восприятие мира ЧЭБС (СЭЭ) или БСЧЭ (СЭИ), вероятно, зависит от гармоничного или дисгармоничного состояния плода в матке: один ЧЭБС (ЭСЭ) стремится навстречу неизвестному и ждет такого же доброжелательного к себе отношения, а другой БСЧЭ (СЭИ) ожидает проблем и неприятностей, которые можно компенсировать с помощью этики эмоций.

Интересный материал могли бы дать исследования ТИМов близнецов. На самых первых подступах выясняется, что даже однояйцовые близнецы имеют разные типы. Это, в принципе, только подтверждает гипотезу об определенном моменте включения психики в работу. Например, я знакома с близнецами – ЧЭБС (ЭСЭ) и ЧЛБС (ЛСЭ). Первым появился на свет ЧЭБС (ЭСЭ), (БПМ-1) вторым – ЧЛБС (ЛСЭ) (БПМ-4). В другом случае старшим из братьев оказался ЧСБЭ (СЭЭ), младшим - ЧИБЭ (ИЭЭ). Разумеется, не исключены варианты, когда близнецы могут принадлежать к одной квадре, однако пока подобные исследования носят разрозненный и эпизодических характер.

Отдельного разговора заслуживает специальная тема – психика людей, появившихся на свет в результате кесарева сечения. По С.Грофу, они не дают четких воспоминаний по матрицам и, как правило, некомфортно ощущают себя в мире, сталкиваются с неразрешимыми проблемами, имеют психические отклонения. С точки зрения соционики здесь несколько иная картина.

Во-первых, кесарево сечение может производиться не только в произвольные сроки, определенные медицинскими показаниями, но и на определенной стадии физиологических родов, и запуск механизма работы психики новорожденного может происходить как до, так и после начала операционного вмешательства. В любом варианте ТИМ есть у любого младенца, каким бы образом он ни появился на свет. Кроме того, отклонения в психике, на которые указывает С.Гроф, не всегда означают искажения типа. Например, ЧСБЛ(СЛЭ) появился на свет в результате кесарева сечения. Позже выяснилось, что у матери начались преждевременные роды: неожиданно отошли воды, начались схватки, и именно в этот период произошло вмешательство врачей. Получается, что ребенок начал воспринимать информацию по принципу БПМ-2. Очевидно, что в каждом отдельном случае необходимо анализировать конкретные обстоятельства рождения.

Нужно отметить, что материал, накопленный С.Грофом, несомненно, представляет для соционики огромную ценность. Сам С.Гроф в своих работах неоднократно замечал, что считает К.Юнга первым современным психологом, который через принципы и опыт аналитической психологии вплотную подошел к детальному рассмотрению архетипических образов человеческой психики. Подсознательные образы БПМ находят параллели и совпадения в архетипах, открытых Юнгом, который определял архетип как «спонтанную реакцию на события в бессознательной психике, но отнюдь не аллегории физических процессов» [22, с. 85].

По Юнгу, в архетипе происходит синтез сознательных и бессознательных элементов психики, причем архетип обладает таким свойством как «автохтонность», то есть «неразделимостью коллективного психического субстрата», представляя собой «первоначальное ядро, подсознательную структуру души» [22]. Сам термин «коллективное бессознательное» подразумевает существование внеличных структурных элементов психики, на роль которых вполне подходят информационные аспекты и функции, с которыми работает соционика. Таким образом, закономерной представляется гипотеза о том, что архетипы, образы БПМ и ценностные аспекты информации имеют общую природу и связаны с характером прохождения родов, в ходе которых происходит первичный информационно-психический импринтинг.

Если ценности квадры есть первичная информационная матрица, паттерн первичного психического отражения, то естественно предположить, что в квадрах могут быть свои архетипические предпочтения, которые не зависят от индивидуального психического опыта, что во многом подтверждается материалами исследований С.Грофа. Эти предпочтения, возможно, основаны на первичных информационных матрицах, на которые в течение жизни наслаиваются индивидуальные психические переживания, образуя сложную архетипическую констелляцию индивида.

Юнг отмечал, что «архетипы определены не содержательно, а формально, причем степень такой определенности весьма незначительна. Изначальный образ может быть определенным относительно своего содержания лишь в том случае, когда он становится сознательным, обогащаясь фактами сознательного опыта. Его форму можно сравнить […] с осевой структурой кристалла, которая до известной степени предопределяет кристаллическую структуру матричной жидкости, хотя сама по себе материально не существует [22, с. 214].

Сходство архетипов и информационных аспектов (и их сочетаний в различных комбинациях) проявляется также в том, что те и другие сохраняют свою структурную и формальную неизменность, устойчивость, несмотря на бесконечное многообразие форм и интерпретаций. Так, например, архетип матери может иметь диаметрально противоположные образы: от милосердной Девы Марии до всепожирающей свирепой богини Кали, однако сохранять при этом свою природу, изначальное содержание дарующего жизнь женского начала. Так и семантика (субъективное смысл) любого аспекта может иметь бесконечное количество значений, что не меняет его сути как информации определенного типа: допустим, такие действия как наступление и оборона противоположны по смыслу, однако принадлежат к одному аспекту информации (экстравертной сенсорике).

В практике работы с применением перинатального опыта неоценимую услугу могло бы оказать знание и понимание природы аспектов и принципов информационного взаимодействия психики с окружающим миром. Некоторые выводы, которые делает С.Гроф по вопросам поведения людей в социуме, а также по поводу психических отклонений, отчасти детерминированы либо стремлением вписать не связанные друг с другом проявления в рамки одной матрицы, либо самим ТИМом автора.

Анализ содержания воспоминаний БПМ пациентами С.Грофа с точки зрения информационных аспектов, принятых в соционике, подтверждает взаимосвязь формирования ценностей квадр с характером прохождения конкретных физиологических родов. Перинатальный опыт служит толчком для превращения чувствительности как элементарной формы психического отражения в отражение психическое, начало ориентации в вещной среде определяет иерархию психических функций новорожденного, которые ранее были ему не нужны. Само понятие «психической функции» подразумевает наличие функционального содержания деятельности, о котором не приходится говорить на клеточном и эмбриональном уровне развития организма.

Таким образом, во время родов закладывается информационно-матричный базис психики индивида: информационные аспекты, определяющие квадральные ценности, проявляются в функциях блока Эго и блока Суперид модели информационного метаболизма (модели А). На сегодняшний день пока не складывается ясная картина завершения процесса формирования ТИМа, которая объясняла бы механизм и закономерности распределения в модели других информационных аспектов по мере убывания их значимости. Однако перевод описаний перинатального опыта на язык соционики помогает обнаружить устойчивые связи между особенностями и стадиями родов и основными информационными потоками, которые определяют принадлежность ТИМа к той или иной квадре.

Литература
1. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений. //Соционика. – М.: Черная белка, 2008.
2. Аугустинавичюте А. Соционические эскизы. //Соционика. – М.: Черная белка, 2008.
3. Аугустинавичюте А. Натуральная квадризация. //Соционика. – М.: Черная белка, 2008.
4. Аугустинавичюте А. Личность и тип личности. //Соционика. – М.: Черная белка, 2008.
5. Букалов А.В. О механизме формирования функций информационного метаболизма в процессе рождения индивидуума. //Соционика, ментология и психология личности. – 1996. - NoNo 1-2.
6. Букалов А.В., Бойко А.Г. Соционика: тайна человеческих отношений и биоэнергетика. – К.: Редакция газеты «Собрна Украина», 1992.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собрание сочинений в 6 томах. Т.4 – М., 1984.
8. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М., 2002.
9. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М. Издательство АСТ, Изд. Института трансперсональной психологии, Изд. К. Кравчука. - 2004.
10. Ермак В.Д. Возрастное развитие и информационное наполнение психики – становление индивидуальности и личности человека. // Соционика, ментология и психология личности. – 2005.- No 1.
11. Захарова Е.И. Определение психического статуса ребенка до рождения.//Перинатальная психология и психология родительства. – М., 2006, No1.
12. Каменева И. П. Символы смерти и возрождения как отражение циклических законов соционики. //Соционика, ментология и психология личности. – 2005. - No 1.
13. Кемпинский А. Психология власти. // Экзистенциальная психология. – М.-Спб., Изд. «Совершенство», «Университетская книга». – 1998.
14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
15. Литвиненко И.Ю. Ценности: феномен и его аспектная структура. //Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2005. - No 12.
16. Литвиненко И.Ю. Чем обусловлен соционический тип. //Психология и соционика межличностных отношений. – 2005. - No 12.
17. Ломоносова Е. Влияние процесса рождения человека (БПМ С. Грофа) на тип информационногог метаболизма. //Соционика, ментология и психология личности. – 2003. - No 3.
18. Олькова Е.В. Происхождение соционического типа или Проблемы в наследство. – М., 2007.
19. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссия./ Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. – М., 2001.
20. Свинцова А.Е. Соционическая концепция суперхромосомы 6 человека.// Психология и соционика межличностных отношений. – 2005. -No 10.
21. Философский энциклопедический словарь под ред. Л.Ф. Ильичева. – М., 1983.
22. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов/ К.Г.Юнг; Пер. А.А.Спектор. – М, 2005.


Отзывы клиентов

Этюды на тему соционики
Первый фильм о соционике
Анны Митрохиной



 

Запись на консультирование
и обучение


Звоните: 89031956617
или заполните форму:
имя:
email:
тема:
комментарий:
      

 


© Анна Митрохина, MMIX